Программа дисциплины по дисциплине «травматология, ортопедия» По направлению подготовки

Программа дисциплины по дисциплине «травматология, ортопедия» По направлению подготовки

К модулю 6: Тестовые задания № 27 по травматологии, ортопедии
для студентов VI курса лечебного факультета по теме

а) разные степени покрытия подвздошных костей ядрами окостенения;

б) на выпуклой стороне дуги искривления наблюдается относительный остеопороз нижнебоковых сегментов позвонков;

в) на вогнутой стороне искривления расширение межпозвоночных щелей;

г) угол деформации и определения его степени.

2. Наиболее удачной, получившей признание у ортопедов, является классификации определения степени угловой деформации позвоночника:

в) Е. А. Абальмасовой (1965);

г) В. Д. Чаклина (1958).

3. Какой тип сколиоза относится к наиболее злокачественным искривлениям, как по течению, так и по прогнозу:

а) шейно-грудной, или верхнегрудной;

в) грудопоясничный (или нижнегрудной);

4. Для коррекции сколиотической деформации чаще выполняют операции:

а) клиновидная резекция;

в) сегментарную клиновидную резекцию на вершине искривления в сочетании с коррекцией деформации дистрактором Харрингтона и задним спондилодезом;

г) двухэтапного оперативного лечения сколиоза по Казьмину А.И.

5. Массаж мышц спины при сколиотической деформации позвоночника необходимо выполнять:

а) более активно на вогнутой стороне искривления;

б) более активно на выпуклой стороне искривления;

в) активно на обеих сторонах искривления;

г) с элементами мануальной терапии, направленными на мобилизацию искривления.

6. Показанием к оперативному лечению при искривлении позвоночника является:

а) высокая стабильность первичного искривления позвоночника;

б) стабилизация деформации под действием консервативной терапии;

в) прогрессирование деформации на 5° в год;

г) прогрессирование искривления более 10° в год и если угол деформации больше 30° при большом потенциале роста.

7. Число степеней сколиоза по Чаклину В.Д.

8. Третья степень деформации позвоночника при сколиозе по Коббу с углом искривления:

а) 15 — 130 0 ; б) 31 — 60 0 ; в) 61 — 90 0 ; г) больше 90 0 .

9. Прогрессирование сколиоза продолжается с ростом ребёнка и достигает максимума у девочек в:

а) 9 – 10 лет; в) 14 – 15 лет;

б) 11 – 13 лет; г) 16 – 18 лет.

10. Прогрессирование сколиоза продолжается с ростом ребёнка и достигает максимума у мальчиков в:

а) 9 – 10 лет; в) 14 – 16 лет;

б) 11 – 13 лет; г) 17 – 18 лет.

11. Признак Риссера характеризует:

а) увеличение прогрессирования сколиоза;

б) замедление прогрессирование сколиоза;

в) слабость мышечного корсета;

г) удлинение периода созревания скелета.

12. Признак Риссера определяется по:

а) появлению апофизов подвздошных костей;

б) полному синостозу апофизов подвздошных костей;

г) остеопорозу тел и дужек позвонков.

13. На врождённый характер сколиотической болезни указывают:

а) врождённая анамалия позвонков (клиновидные позвонки);

в) мышечная дистрофия;

г) синдром Марфана.

14. Приоритет введения терминов «сколиоз», «кифоз», «лордоз» принадлежит:

в) Ambroise Pare;

г) Nicolas Andry.

15. Начальные клинические признаки сколиоза при I степени:

а) асимметрия надплечий и лопаток;

г) фиксированный характер компенсаторных дуг позвоночника.

16. Клинические признаки сколиоза при II степени:

а) асимметрия надплечий и лопаток;

б) формирование реберного горба;

в) отклонение корпуса в сторону основной дуги;

г) фиксированный характер компенсаторных дуг позвоночника.

17. Клинические признаки сколиоза при III степени:

а) асимметрия надплечий и лопаток;

б) формирование реберного горба;

в) отклонение корпуса в сторону основной дуги;

г) фиксированный характер компенсаторных дуг позвоночника.

18. Плоская спина характеризуется:

а) уплощением изгиба в грудном отделе позвоночника;

б) уплощением изгиба в поясничном отделе позвоночника;

в) уплощением изгибов в поясничном и грудном отделе позвоночника;

г) асимметрией треугольников талии..

а) привычное положение тела при стоянии, выпрямлении позвоночника;

в) привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении;

г) положение тела при сидении.

20. Гиперлордоз характеризуется:

а) избыточным изгибом позвоночника вперед на всех уровнях;

б) избыточным искривлением позвоночника назад в области шеи и поясницы;

в) избыточным изгибом позвоночника вперед в области шеи и поясницы, грудной отдел выгибается назад;

г) уплощение изгиба в грудном отделе позвоночника.

21. Методы пассивной коррекции при консервативном лечении сколиоза:

а) водные процедуры, бассейн;

в) лечебная гимнастика;

22. Лучшими видами спорта для детей со сколиозом являются:

а) плавание; в) волейбол, баскетбол;

б) лыжи, коньки; г) всё перечисленное.

23. Детям с непрогрессирующей формой сколиоза I – II или II – III степени по Чаклину В.Д. рекомендуется:

а) пользование ортопедическим корсетом;

б) пользование ортопедическим корсетом при постоянном проведении ЛФК;

в) пользование ортопедическим корсетом при постоянном проведении массажа;

г) не назначать ортопедический корсет.

24. Взрослым после прекращения прогрессирования сколиоза рекомендуется:

а) спорт; в) ходьба;

б) утренняя гимнастика; г) отдых лёжа на спине.

25. Метод компенсации при консервативном методе лечения сколиоза:

а) корригирующий корсет ортопедический;

б) гипсовая кроватка;

26. Межпозвоночный диск, образовавший дефект в замыкающей пластинке позвонка и пролабировавший в тело позвонка, известен как:

а) выпячивание (выпадение) ядра диска;

б) дегенеративный диск с костной шпорой;

27. Термин «экструзия» обозначает патологию межпозвонкового диска:

а) начальную стадию формирования грыжи, когда происходит локальное или диффузное выпячивание дегенеративно изменённого фиброзного кольца без

нарушения его целостности;

б) вариант грыжи, когда через трещины в фиброзном кольце происходит смещение пульпозного ядра кнаружи без выхода за пределы фиброзного кольца;

в) выход пульпозного ядра через дефект фиброзного кольца за его пределы;

г) отделение грыжевого фрагмента от диска с миграцией его за пределы межтелового промежутка;

28. Термин «протрузия» обозначает патологию межпозвонкового диска:

а) начальную стадию формирования грыжи, когда происходит локальное или диффузное выпячивание дегенеративно изменённого фиброзного кольца без нарушения его целостности;

б) вариант грыжи, когда через трещины в фиброзном кольце происходит смещение пульпозного ядра кнаружи без выхода за пределы фиброзного кольца;

в) выход пульпозного ядра через дефект фиброзного кольца за его пределы;

г) отделение грыжевого фрагмента от диска с миграцией его за пределы межтелового промежутка;

29. К абсолютным показаниям оперативного лечения остеохондроза относят:

а) компрессию позвоночной артерии;

б) часто рецидивирующий болевой синдром;

г) неэффективность консервативного лечения.

30. К относительным показаниям оперативного лечения остеохондроза относят:

а) неэффективность консервативного лечения;

б) компрессионную миелопатию;

в) синдром конского хвоста с клинической картиной сдавления дурального мешка или корешка;

в) компрессию позвоночной артерии;

Ответы на тестовые задания по травматологии, ортопедии

для студентов VI курса лечебного факультета по теме

по теме « Сколиоз. Остеохондроз позвоночника»

bagdar.info

Тест для определения нарушения осанки.
тест по физкультуре по теме

Данный тест поможет определить состояние опорно — двигательного аппарата ребёнка (подвижность позвоночника и состояние мышц спины). Данные знания необходимы родителям, инструкторам по физической культуре, тренирам, учителям.

Скачать:

Вложение Размер
Нарушение осанки или сколиоз? 174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье — это счастье, за него стоит и следует бороться.

В определении здоровья человека важное место занимает осанка, которая определяется состоянием скелета, мышц, связок, состоянием нервной и психоэмоциональной систем. Формирование осанки начинается в раннем детском возрасте и продолжается до завершения роста костей (16-18 лет).

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ ИЛИ СКОЛИОЗ?

Дифференциальная диагностика симптомов нарушения осанки с проявлениями сколиоза — задача не из легких. Но уже на этапе первичного осмотра опытный врач в состоянии её решить.

Нарушение осанки — это асимметричная осанка, т. е. функциональное нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое легко исправляется путем напряжения определенных групп мышц.

Термин «сколиоз» — от греч. skoliosis (искривление) был введен классиком античной медицины К.Галеном (2 век н.э.) — это относительно стойкое боковое искривление позвоночного столба с последующей ротацией (скручиванием) позвонков вокруг вертикальной оси.

Изменения, происходящие в позвоночнике при развитии сколиоза, влекут за собой деформацию ребер и грудной клетки в целом, изменяется её форма, нарушается взаиморасположение внутренних органов. Далее это приводит к развитию сколиотической болезни, которая сопровождается нарушением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нередки неврологические осложнения.

Дети с развивающимся сколиозом, испытывают серьезные неудобства, связанные с болью в спине, с возрастом ребенок становится апатичным, застенчивым, возникают негативные эмоции в отношениях со сверстниками и родителями, формируется комплекс неполноценности.

Ключевым моментом в коррекции и профилактики развития сколиоза является раннее выявление и комплексное консервативное лечение, которое должно быть назначено сразу после постановки диагноза и проводиться систематически длительно до окончания роста ребенка (16-18 лет).

Критериями ранней диагностики нарушения осанки и развития сколиоза, которые фиксирует врач при осмотре и на которые могут обратить внимание родители, являются:

  • При осмотре ребёнка, вид спереди: асимметрия контуров грудной клетки, треугольников талии, определить есть ли разница длины ног.
  • При осмотре, вид сбоку: определяется состояние физиологических изгибов позвоночника (грудной кифоз — изгиб кзади, шейный и поясничный лордоз — изгиб кпереди).
  • При осмотре, вид сзади: позволяет выявить асимметричность надплечий, положения лопаток, треугольников талии, ягодичных складок, существуют и другие ориентиры.
  • Пальпация при осмотре позволяет врачу определить наличие устойчивость и выраженность явлений асимметрии, тонус мышц и положение позвоночного столба во фронтальной плоскости.

Важное значение при осмотре имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), который позволяет определить функциональное состояние физиологических изгибов позвоночника и дает представление о степени ротационного компонента (скручивания), который является одним из признаков развития сколиоза.

«ПЛОСКАЯ СПИНА» (сглаженность физиологических изгибов позвоночника) уже на ранних этапах развития ребенка, позволяет заподозрить начальные проявления типичного сколиоза.

«КРУГЛАЯ СПИНА», как правило, усиленный грудной кифоз, позволяет обратить внимание на возможность атипичного развития сколиоза.

Всё вышеперечисленное, позволяет нам определить сколиоз как стойкую трехплоскостную деформацию позвоночника, а врачу диагностирующему сколиоз у ребенка, пришедшего с родителями и их жалобами на плохую осанку, своевременно назначить адекватную схему лечения.

Подобные коррекционно-профилактические программы разработаны и успешно применяются в «Центре реабилитации и кинезитерапии доктора С. М. Бубновского». Основу этих программ составляет выработка индивидуального оптимального статодинамического стереотипа для человека. Кроме того, физические упражнения оказывают общестимулирующее воздействие на организм ребенка, улучшают обменные процессы, кровоснабжение мышц спины и позвоночного столба. Тем самым они создают физиологические условия для стабилизации позвоночника и коррекции патологического процесса.

Тест на осанку для детей и взрослых

Главные признаки. Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника — не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины , когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски. По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки .) При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется то речь пока идет лишь о нарушении осанки , которую можно исправить. Тест для мышц . Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины . Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет — 1-1,5 минуты, 12-16 лет — от 1, 5 до 2, 5 минуты.

Развитие мышц брюшного пресса , определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников — 10-15 раз, для детей 7-11 лет — от 15 до 20 раз, в 16-18 лет — от 20-30 раз.

Осанка зависит, во-первых, от состояния мышечного аппарата, то есть от степени развития мышц шеи, спины, груди, живота и нижних конечностей, а также от функциональных возможностей мускулатуры, ее способности к длительному статическому напряжению. На осанку влияют эластические свойства межпозвонковых дисков, хрящевых и соединительнотканных образований суставов позвоночника (с этим, в свою очередь, связана подвижность позвоночника), а также таза и нижних конечностей. Важную роль играет форма стопы и ноги в целом. Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем. Встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опущены по швам. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз). При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, рельеф шеи (от козелка уха до края плеч) с обеих сторон симметричен, лопатки не выпирают, физиологическая кривизна позвоночника нормально выражена, грудь приподнята (слегка выпячена), живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций с хорошо видимой выемкой со стороны внутреннего свода.

Оценивая осанку, фиксируют следующее: 1. Положение головы: находится ли она на одной вертикали с туловищем, или подана вперед, или наклонена вправо или влево. 2. Состояние плечевого пояса: — рельеф шеи — линия от козелка уха до края плеча одинаково выгнута с обеих сторон или одна сторона длиннее другой; — плечи — на одном уровне или одно плечо приподнято, а другое опущено; разведены плечи или поданы вперед, и если поданы, то одинаково или одно больше другого (такая асимметрия часто бывает у спортсменов — метателей, фехтовальщиков, боксеров и др.; отметим также, что резко поданные вперед плечи бывают у людей с развитой мускулатурой, это создает впечатление ложной сутуловатости, тогда как истинная сутулость связана с искривлением позвоночника); — лопатки — на одном уровне или одна выше; выступают ли, и если выступают, то одинаково или одна больше. 3. Позвоночник: имеет ли он нормальные физиологические изгибы или наблюдаются шейный и поясничный лордоз (выпуклость вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (выпуклость назад). Естественные изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию — уменьшают сотрясение тела при ходьбе, беге и прыжках. В норме линия спины — волнистой формы, но глубина изгибов не должна превышать 3—4 см. Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника. Грудная клетка спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична по отношению к средней линии; живот симметричен и пупок расположен по его центру; соски — на одной линии; лопатки находятся на одном уровне по отношению к позвоночнику и их углы расположены на одной горизонтали; уровень надплечий и гребешков подвздошных костей на одной горизонтальной линии; линии талии с двух сторон одинаковые.

Подвижность позвоночника оценивается в положении стоя. При наклоне вперед измеряется расстояние от концов третьих пальцев до пола (удобнее измерить на скамейке). Если обследуемый не может достать кончиками пальцев до пола, записывается: минус столько-то сантиметров; если может положить ладонь на пол, записывается: плюс столько-то сантиметров. При оценке боковой подвижности позвоночника измеряется расстояние от концов третьих пальцев до пола в положении максимального наклона туловища вправо и влево (руки выпрямлены и вытянуты вдоль тела). Наконец, подвижность позвоночника на изгиб назад измеряется расстоянием от седьмого шейного позвонка до начала межъягодичной складки в положении основной стойки при максимальном наклоне туловища назад.

nsportal.ru

Урок по теме «Осанка. Нарушение осанки»

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (260,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (203,5 кБ)

Цель: создать условия для формирования общих представлений об осанке и факторах, влияющих на ее формирование.

Задачи:

  • Образовательная: раскрыть влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы; разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия; познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.
  • Развивающая: развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся.
  • Воспитательная: формировать у обучающихся стремление к здоровому образу жизни, выполнении ФУ как неотъемлемой части здоровья и красоты тела (организма), стимулировать интерес к развитию физических возможностей и способностей в каждом обучающемся.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: интегрированный с ЛФК

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, модель скелета человека, инструктивные карты, коврики, гимнастические палки, сантиметровая лента.

Подготовительная работа: участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения учащихся класса.

1. Организационный момент: сообщается тема и цели урока.

2. Актуализация опорных знаний

(Работа с моделью скелета человека)

Обучающиеся называют и определяют:

– Функции позвоночника
– Отделы позвоночника
– Строение позвонка и вид соединения между ними
– Что такое осанка и почему она бывает правильной или неправильной, от чего это зависит?

Обо всем этом мы поговорим и изучим на сегодняшнем уроке.

3. Изучение нового материала

Учитель: Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной. Особую роль в жизни человека играет позвоночник. Его состояние очень важно для здоровья всего организма. По внешнему виду человека, его походки, положению головы и туловища, можно говорить о тех или иных нарушениях опорно-двигательного аппарата.
Заболевания позвоночника занимают одно из первых мест среди школьников. Особенно это актуально для нашей школы-интернат, где обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мы учимся и одновременно получаем лечение.

Согласно данным медицинской части за 2012-2013 год:

Распределение детей по патологии (в %)

  • нарушение осанки – 20%; сколиоз I-II степени – 41%; сколиоз III-IV степени – 15%;

Распределение детей со сколиозом по локализации дуги:

  • правосторонний грудной сколиоз – 33%;
  • левосторонний грудной сколиоз – 7%;
  • левосторонний поясничный сколиоз – 11%;
  • S-образный сколиоз14%;
  • левосторонний грудопоясничный сколиоз – 13%;
  • правосторонний грудопоясничный сколиоз – 13%;
  • кифоз грудного отдела – 8%;

Сообщение первого ученика (осанка человека и ее значение)

Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.
(Демонстрируем свою осанку перед зеркалом).
Равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника, надплечья, соски, лопатки, ягодичные складки расположены на одном уровне. Треугольники талии выражены одинаково с обеих сторон. Линия остистых отростков позвонков прямая.
Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

Сообщение второго ученика (факторы, способствующие развитию правильной осанки)

Осанка вырабатывается в процессе роста и развития ребенка. На характер осанки большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Дефекты осанки и искривление позвоночника могут возникнуть еще в грудном возрасте. Причин, вызывающих нарушений осанки, много. Одни из них определяются состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, другие – окружающей его обстановкой. Среди всех факторов и причин важную роль в формировании правильной осанки играет полноценное питание. Недостаток витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки. Наиболее частой причиной возникновения нарушения осанки является слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Постоянное ношение малыша на одной руке, попытка слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, слишком мягкая и провисающая постель, ведение ребенка во время прогулки за одну и ту же руку, не соответствующая росту ребенка мебель, одежда; неправильная поза за столом, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, езда на велосипеде для взрослых под рамой, привычка стоять с опорой на одну ногу, продолжительная болезнь (рахит) или частые заболевания, ослабляющие организм, не соблюдение режима дня (пассивный отдых, отсутствие прогулок, гиподинамия) и многое другое способствует формированию неправильной осанки.

Сообщение третьего ученика (виды нарушения осанки)

Самое распространенное нарушение осанки – сутулость. У сутулого человека опущены голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина кругая, лопатки крыловидные. Кифотическая осанка характеризуется усилением шейной и поясничной кривизны. При лордотической осанке резко выражена изогнутость позвоночника вперед в поясничном отделе. А выпрямленная осанка (плоская спина) характеризуется малой выраженностью изгибов позвоночника. В начале нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике. Развивается сколиоз. Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Кроме бокового искривления, при сколиозе образуется реберный горб. Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника: лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков, незаращение дужек, клиновидные позвонки и т.п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе роста и развития организма.

Индивидуальная с инструктивными карточкам и текстом учебника с.57-58 (Биология 8 класс А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш 2011г)

Прочитать и вставить в тексте пропущенные слова.

При правильной осанке естественные __________позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены __________, плечи на одном уровне и слегка___________, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо ________, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на развитие скелета. К нарушения осанки приводят: питание ___________, недостаток в пище белков, минеральных солей, витаминов, а главное – ________распределение нагрузки на тело. Частая причина нарушения осанки – __________посадка за партой. Это приводит к _________– боковым искривлениям позвоночника, развитию сутулости и впалой груди . У взрослых сколиоз развивается в результате длительных ассиметричных нагрузок на мышцы спины. Подвижность позвоночника резко уменьшается, повышается утомляемость. Нарушением осанки являются лордоз и кифоз. Лордоз проявляется деформацией позвоночника в ________отделе, возникает из-за перерастяжения мышечно-связочного аппарата. В результате тело отклоняется назад, перегибаясь в пояснице. Лордозу сопутствует опущение внутренних органов, нарушается их работа. Кифоз – развивается _______виде спины или в грудном отделе позвоночника и называется горбом. Причиной служит поражение позвонков туберкулезным процессом.

Изгибы
Симметрично
Развернуты
Развиты
Неполноценное
Неравномерное
Неправильная
Сколиозу
Поясничном
Круглой

Практическая работа по определению правильности осанки и гибкости позвоночника (работа в группах)

Тест №1

  1. Измерить расстояние между правым и левым плечом со стороны груди (А); со стороны спины (Б).
  2. Полученный первый результат разделить на второй. Если получается число, близкое к 1 или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше 1 говорит о нарушении

Тест №2

  1. Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

Гибкий ли ваш позвоночник?

  • Встать на ступеньку лестницы и, не сгибая коленей, максимально наклониться вперед, пытаясь дотянуться пальцами до нижнего края опоры. А если удастся, то опустить руки ниже ее
  • С помощью линейки измерить расстояние от кончика среднего пальца до опоры.
  • Если пальцы оказались ниже ее, поставит знак «+», если не дотянулись, Знак «–»
  • Результаты считаются отличными, если у мальчиков они равны +6 – =9, а у девочек +7 – +10. все остальные результаты следует оценить как хорошие, а отрицательные – как посредственные. Они говорят о недостаточной гибкости позвоночника.

4. Выводы-рекомендации по сохранению и выработке правильной осанки:

  1. Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.
  2. Избегать неправильных поз.
  3. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.
  4. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).
  5. Спать на жесткой постеле и небольшой подушке.
  6. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.
  7. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.
  8. Не следует носить портфель в одной руке.
  9. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.

5. Домашнее задание: §12, составить комплекс физических упражнений для утренней зарядки

6. Рефлексия Работа по выполнению логических тестов

7. Интеграция с ЛФК – выполнение Базового комплекс упражнений при сутулости и кифотических деформациях позвоночника (составлен ст.н.с. отд. реабилитации ЦИТО, Цыкуновым М.Б.) (Приложение 1)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ”

Вариант № 1

1. Уровень поверхностей при перемещении пациента должен иметь:

а) одинаковую высоту

б) наклон 2,5 – 3,0 см

в) наклон 4,0 – 5,5 см

2. Предупреждением травм позвоночника важно заниматься

а) при перемещении грузов

б) дома и на работе

в) 12 часов в сутки

г) 24 часа в сутки

3. К механическим причинам травм позвоночника относятся

а) скелетно-мышечные заболевания

б) тревога, стресс

в) нехватка персонала

г) неадекватное оборудование

4. К физиологическим причинам травм позвоночника относятся:

а) скелетно-мышечные заболевания

б) тревога, стресс

в) нехватка персонала

г) неподходящее оборудование

5. К психическим причинам, вызывающим травмы позвоночника, относятся

а) скелетно-мышечные заболевания

б) тревога, стресс

в) нехватка персонала

г) неподходящее оборудование

6. К организационным причинам, приводящим к травмам позвоночника, относятся

а) скелетно-мышечные заболевания

б) тревога, стресс

в) нехватка персонала

г) неподходящее оборудование

7. Оптимальный угол наклона спинки кресла или стула для отдыха должен составлять:

в) 115 0 г) 130 0

8. При работе за столом высота сиденья регулируется так, чтобы локти относительно поверхности стола были под углом:

в) 105 0 г) 120 0

9. Факторы, позволяющие оценить риск травм позвоночника:

а) вид работы (перемещение)

б) рабочая среда

в) габариты груза

г) индивидуальные возможности медсестры

д) возраст медсестры

10. Виды травмы: Причина травмы:

1) механическая а) скелетно-мышечные нарушения

2) физиологическая б) неправильные позы

в) окружающие условия

г) физическое состояние

11. Причина травмы: Вид травмы:

1) тревога, стресс а) организационная

2) нехватка персонала б) психологическая

12. Типы болей в спине: Причины:

1) механические а) ревматоидный артрит

2) психологические б) травма позвоночника

3) непозвоночные (иррадирующие) в) сколиоз

е) эмоциональный стресс

13. Типы болей в спине: Причины:

1) непозвоночные а) эмоциональный стресс

2) позвоночные б) сколиоз

г) болезни почек

д) травма позвоночника

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ”

Вариант № 2

1. Чаще всего позвоночник травмируется в:

а) шейном отделе

б) грудном отделе

в) поясничном отделе

г) крестцово-копичиковом отделе

2. Функции межпозвонкового диска:

а) поглощение ударов

б) прокладка между позвонками

в) снижение трения при движении

г) удержание позвонков в вертикальном положении

3. Принципы безопасного перемещения груза вручную:

а) сохранять спину прямой

б) создать устойчивую опору

в) использовать мышцы ягодиц и ног

г) использовать мышцы рук и спины

4. К оборудованию для перемещения пациента из положения сидя в положение стоя относятся:

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

5. К оборудованию для перемещения пациента в кровати относятся

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

6. Оборудование, помогающее пациенту ходить:

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

7. К оборудованию, которое помогает пациенту переместиться с кровати на стул, относятся:

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

8. К оборудованию, которое помогает медсестре переместить лежачего пациента с кровати на каталку, относятся

б) скользящие доски

в) поручни (опорные перила)

г) скользящие простыни

9. Метод пересаживания пациента через вставание при помощи медсестры выполняется в:

а) 2 этапа (встали-сели)

б) 3 этапа (встали-повернулись-сели)

в) 4 этапа (повернулись-встали-повернулись-сели)

10. Степень повреждения Частота повреждений:

1) 3 — высокая а) очень редко

3) 2 — средняя б) редко

3) 1 — низкая в) часто

11. Оценка риска травмы: Действия медперсонала:

1) допустимая а) свести риск к минимуму

2) недопустимая б) не принимать никаких действий

12. Причины болей в спине: Факторы риска:

1) перегрузка а) наклоны вперед во время подъема

2) нарушение методики пере- б) груз держать слишком долго

мещения в) разворот тела во время подъема

г) груз передвинули слишком быстро

13. Причины болей в спине: Факторы риска:

1) неправильные позы а) ослабление мышцы

2) плохое самочувствие б) дегенерация суставов

в) развороты тела (стоя на месте)

г) длительные наклоны

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ”

Вариант № 3

1. Удерживая пациента при падении, медсестра травмирует себя

2. Предметы, используемые часто, необходимо хранить на высоте:

а) удобной для всех

б) индивидуальной для каждого

в) любой доступной

3. Эргономика изучает трудовые процессы для:

а) оптимизации условий и орудий труда

б) повышения эффективности труда

в) сохранения здоровья

г) уменьшения койко-дней

4. Главные требования для организации практической работы медперсонала:

а) обучение (знание)

б) обучение + тренировка

в) обучение + эргономика

г) обучение + тренировка + эргономика

5. Центр тяжести у человека при “стойке смирно” находится на уровне:

а) 12 грудного позвонка

б) 2 поясничного позвонка

в) 2 крестцового позвонка

г) 4 поясничного позвонка

6. Постоянная длина рычага от позвоночника до мышц спины составляет:

7. Имея короткое плечо рычага силы, человек при подъеме тяжести вынужден затрачивать усилия:

8. Для уменьшения усилий, прикладываемых при подъеме тяжести, предмет необходимо приблизить к себе на:

9. При подъеме тяжести необходимо максимально использовать мышцы

г) плечевого пояса

10. Спина при подъеме и перемещении должна быть:

б) с наклоном вперед

в) с наклоном назад

г) резко наклоненной в сторону перемещения

11. Вид травмирования Факторы, способствующие

1) трение (ссадины) а) состояние здоровья пациента

2) падение б) состояние кожных покровов

3) повреждение суставов в) недостаточность общения

4) сопротивление пациента г) большая нагрузка на ноги

12. Оборудование: Вид перемещения пациента:

1) поручни (опорные перила) а) по кровати

2) скользящие доски б) из положения сидя в положение стоя

3) ходунки в) с кровати на кресло

4) скользящие простыни г) из палаты в коридор

13. Оксфордская шкала Сила бедренных мышц:

1) 0 а) движение с исключением силы

3) 2 б) есть признаки движения

4) 3 в) движение в полном объеме

5) 4 г) движение, противодействующее

6) 5 силе тяжести

е) движение против силы тяжести

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО “ОСНОВАМ ЭРГОНОМИКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ”

studopedia.net

Сколиоз

Сколиоз у детишек достаточно распространенная проблема. Встречается как у школьников, так и у дошкольников. Проблема искривления позвоночника появляется в период интенсивного роста скелета ребенка.

В детском возрасте с помощью современных методов лечения можно исправить деформацию позвоночника и вернуть ребенку красивую осанку. Чем старше ребенок и чем сложнее искривление, тем труднее исправить нарушение.

Сколиоз – это искривление позвоночного столба вправо или влево во фронтальной плоскости. Это искривление приводит к «скручиванию» позвонков, а в дальнейшем и к усилению физиологических изгибов позвоночника. Когда мы говорим – «идеально ровная, прямая спина», то это не значит, что спина в норме напоминает доску. Позвоночный столб человека имеет незначительные изгибы. Эти изгибы нужны для амортизации во время бега, прыжков, занятий гимнастикой.

Многие родители ошибочно считают, что искривление позвоночника появляется из-за того, что ребенок «гнется» во время выполнения домашних заданий, из-за ношения тяжелого рюкзака. На самом деле начальные проявления сколиоза могут возникнуть у ребенка еще до года.

Причина развития сколиоза у детей имеет комплексный характер. Способствует появлению патологического искривления малоподвижный образ жизни, асимметрия таза и ног, плоскостопие, слабый мышечный корсет спины и др.

Как выявить искривление позвоночника у ребенка?

Конечно же, решающее слово должно оставаться за ортопедом. Но в домашних условиях, абсолютно любой родитель может провести ряд тестов, чтобы вовремя выявить нарушение и после посещения специалиста начать лечение.

Разденьте ребенка по пояс. Попросите малыша расслабиться и повернуться к вам спиной. Ребенок должен стоять в естественной позе. Если у вашего ребенка есть хотя бы один из нижеперечисленных симптомов, то необходима консультация врача ортопеда для выявления сколиоза и своевременного назначения лечения.

Симптомы:
  1. Плечи ребенка находятся не на одном уровне. Если одно плечо выше или ниже другого, то возможно у ребенка есть искривление и необходима помощь врача.
  2. Лопатки ребенка находятся не на одной линии или выпирают.
  3. Асимметрия бедер – одно бедро выше или ниже другого.
  4. При наклоне ребенка вперед видны искривления позвоночного столба.
  5. Разная длина рук.
  6. В положении стоя просвет между руками и бедрами с разных сторон будет не одинаковым.
  7. Асимметрия талии.
Классификация детского сколиоза:

По форме искривления:

  • С-образная патология с одной дугой искривления.
  • S-образный сколиоз, характеризующийся двумя дугами искривления.
  • Z- образный, самый сложный и имеет три дуги искривления

По степени искривления (можно поставить только после рентгенологического исследования):

  • 1 степень. Дуга искривления 1-10°.
  • 2 степень. Дуга искривления 11-25°.
  • 3 степень. Дуга искривления 26-50°.
  • 4 степень. Дуга искривления более 50°.

Степень сколиоза у детей может быстро прогрессировать, если вовремя не начать лечение.

По типу патологии:

  • Сколиоз грудного отдела позвоночника.
  • Сколиоз грудопоясничного отдела.
  • Сколиоз поясничного отдела.
  • Правосторонний.
  • Левосторонний.
  • Двусторонний.

В зависимости от возраста ребенка:

  • Инфантильный сколиоз, возникающий у детей от трех до десяти лет
  • Ювенильный, развивающийся с 10 до 14 лет
  • Подростковый, который появляется в возрасте 15-17 лет.

Как лечить сколиоз?

Лечение сколиоза должно быть своевременным. Чем раньше будет выявлено нарушение, тем легче исправить деформацию позвоночника. Лечение ребенка длительное и требует соблюдения всех рекомендаций лечащего врача.

Ребенку со сколиозом чаще всего рекомендуют:

  1. Курс специального массажа.
  2. Физиотерапевтические процедуры.
  3. Занятия лечебной физкультурой.

Подбор комплекса упражнения проводит врач. При начальных степенях сколиоза занятия лечебной физкультурой можно проводить в домашних условиях. При тяжелых деформациях выполнение упражнений требует поддержки специалиста. В редких случаях возможно оперативное лечение.

Основная и главная задача родителей не допустить развития искривлений и заниматься профилактикой:

  1. Жесткий матрас (ортопедический) на кровать.
  2. Не мягкая подушка, а для детей до года полное отсутствие подушки.
  3. Детей до года не сажайте на мягкую поверхность. Ребенок должен сесть самостоятельно, когда мышцы спины достаточно окрепнут.
  4. Оптимальная поза для сна ребенка – лежа на спине. Если малыш спит на боку, то он должен лежать одинаковое количество времени на разных боках.
  5. Не рекомендуется ребенка в ходунки. Малыш встанет на ножки самостоятельно.
  6. Ребенок должен делать уроки, рисовать, читать за правильно оборудованным рабочим местом. Высоту стола и стула следует подбирать в соответствии с ростом.
  7. Не разрешайте ребенку носить сумки на одно плечо и портфели. Покупайте ранцы или рюкзаки с ортопедической спинкой.
  8. Детям не стоит профессионально заниматься травмоопасными видами спорта: хоккеем, теннисом, художественной или спортивной гимнастикой. Оптимальный вид спорта – это плавание так как при нем происходит тренировка сердечно-сосудистой системы и гармоничное развитие мышц без нагрузки на позвоночник.
  9. Хорошей профилактикой развития сколиоза будут регулярные курсы массажа.

instamam.ru

13 упражнений из йоги для исправления сколиоза

Регулярно выполняйте эти асаны, и они помогут исправить искривление позвоночника и вернуть красивую осанку.

Сколиоз — это искривление позвоночника в сторону относительно оси. Чтобы исправить это нарушение, нужно создать сильный мышечный корсет, который будет поддерживать позвоночник в правильном положении, и в то же время растянуть зажатые мышцы, развить подвижность тазобедренных суставов. Сделать это помогут физические упражнения. Мы покажем, как выполнять асаны, рекомендуемые Национальным фондом сколиоза США. Они подойдут даже для новичков.

Внимание: если у вас третья или четвёртая степень сколиоза, боли в спине и шее, лучше обратиться к врачу, заниматься с тренером по ЛФК или йоге.

Позы для растяжки мышц

1. Растяжка спины и плеч в позе прямого угла

  • Встаньте напротив стены, вытяните руки вперёд на уровне плеч и упритесь ладонями в стену.
  • Сделайте несколько шагов назад и растяните спину. Ноги держите на ширине бёдер.
  • Постепенно, по мере растяжения плеч и задней поверхности бёдер, отходите всё дальше. В идеале руки на стене должны находиться на уровне бёдер, а ваше тело — представлять собой прямой угол.

2. Растяжка спины и плеч

  • Возьмитесь за кухонную раковину, стол или другую поверхность, хорошо зафиксированную и расположенную на уровне бёдер.
  • Отойдите назад, держась за раковину. Ноги и спину оставляйте прямыми, почувствуйте вытяжение мышц спины.
  • Из этого положения присядьте и наклонитесь к ногами, стараясь сохранить прямую спину. Рёбра лежат на бёдрах.
  • Подвиньтесь вперёд на несколько сантиметров, уйдите в глубокое приседание, а затем вернитесь в исходное положение.

3. Растяжка спины в позах кошки и коровы

  • Встаньте на четвереньки, плечи над запястьями, бёдра над коленями.
  • Выгните спину в грудном отделе, зафиксируйте на несколько секунд.
  • Прогнитесь в обратную сторону и снова зафиксируйте положение на несколько мгновений.
  • Выполняйте прогибы медленно и осторожно.

Можете попробовать выполнять эти позы по сегментам. Так вы лучше проработаете жёсткие области спины.

Начинайте выгибать спину с поясницы постепенно, позвонок за позвонком, доходя до грудного отдела и шеи. Когда вся спина будет выгнута дугой, начинайте прогибать её обратно: сначала постепенно прогибается грудной отдел, только потом — поясничный.

4. Растяжка плеч и спины в позе потягивающегося щенка

  • Встаньте на четвереньки, плечи над запястьями, бёдра над коленями.
  • Сделайте несколько шагов руками вперёд, опустите живот, как будто хотите коснуться им бёдер, руки выпрямите.
  • Коснитесь пола лбом, расслабьте шею. Таз мягко подкручен вверх, чтобы спина оставалась прямой.
  • Чтобы хорошо растянуть спину, тяните руки вперёд по полу, а бёдра — назад. Если у вас правый сколиоз, сместите руки вправо.

5. Растяжка мышц-сгибателей бедра в позе наездника

  • Сделайте выпад вперёд правой ногой, левая остаётся сзади на колене.
  • Пальцы рук опустите на пол по обе стороны от правой стопы.
  • Держите спину прямо, плечи опустите, грудь расправьте, взгляд устремите вперёд и вверх.
  • Старайтесь почувствовать напряжение в паху и бедре сзади стоящей ноги.
  • Удерживайте позу в течение 30 секунд, смените ногу и повторите.

6. Растяжка грушевидной мышцы в позе голубя

  • Сядьте на пол, правую ногу заведите вперёд и согните в колене, левую отведите назад и постарайтесь выпрямить.
  • Оба бедра смотрят вперёд, спина прямая, без прогиба в пояснице.
  • Удерживайте корпус, оперевшись на прямые руки, или согните локти и опуститесь на предплечья.
  • Сидите в этой позе 30 секунд, а затем смените ногу и повторите.

7. Растяжка бицепса бедра

  • Лягте на пол, возьмите в руки обычную ленту или эспандер.
  • Поднимите одну ногу, накиньте на стопу ленту и, мягко покачивая, пытайтесь подтянуть ногу ближе к себе, при этом не сгибая колена.
  • Растягивайте мышцы в течение 30 секунд, а затем смените ногу и повторите.

8. Скручивания позвоночника

  • Лягте на спину, руки вытяните в стороны.
  • Переместите таз чуть вправо, согните правую ногу в колене и переведите колено влево, стараясь достать им до пола рядом с левым бедром.
  • Поверните голову вправо и расслабьтесь.
  • Удерживайте позу в течение 30 секунд, а затем смените ногу и повторите.

Упражнения на укрепление мышц

9. Подъём руки и ноги

  • Лягте на живот, вытяните руки вперёд.
  • Одновременно поднимите правую руку и левую ногу.
  • Дышите ровно, сохраняйте положение на протяжении пяти дыхательных циклов.
  • Повторите упражнение, подняв левую руку и правую ногу.

Есть ещё один вариант этого упражнения:

  • Лягте на живот, вытяните руки вперёд.
  • Положите ладони на возвышение около 20 сантиметров или, если у вас достаточно мобильности плеч, на сиденье стула.
  • Надавливая ладонями на возвышение, поднимите корпус от пола так, чтобы ладони находились на уровне плеч.
  • Задержитесь в позе на пять дыхательных циклов и опуститесь вниз.
  • Повторите несколько раз.

10. Укрепление прямой мышцы живота

  • Лягте на спину, руки вытяните над головой.
  • Поднимите прямые ноги до 90 градусов, задержитесь в этом положении на пять секунд.
  • Опустите ноги до 60 градусов и задержитесь в таком положении на пять секунд.
  • Опустите ноги до 30 градусов и снова задержитесь на пять секунд или сколько сможете.
  • Следите, чтобы поясница не отрывалась от пола. Если вы не можете удерживать её, просто как можно медленнее опускайте ноги вниз без задержек.

11. Половинная поза лодки

Эта поза также помогает укрепить прямую мышцу живота.

  • Лягте на спину.
  • Оторвите от пола верхнюю часть спины и ноги. Поясница прижата к полу.
  • Прямые руки вытяните вдоль корпуса до параллели с полом.
  • Пальцы ног находятся на уровне глаз.
  • Удерживайте позу в течение 30 секунд.

12. Боковая планка

Поскольку сколиоз — асимметричное положение, доктор Фишман приняла решение лечить его асимметрично, попросив пациентов выполнять позу только на более слабую сторону.

В среднем пациенты выполняли боковую планку по 1,5 минуты в день, шесть дней в неделю на протяжении шести месяцев. Среди 19 пациентов, выполнявших позу три раза в неделю, состояние позвоночника улучшилось на 40,9%. У подростков искривление исправилось в среднем на 49,6%, у взрослых — на 38,4%.

Вот как выполнять боковую планку:

  • Встаньте в упор лёжа, плечи над запястьями, тело вытянуто в прямую линию.
  • Поднимите одну руку от пола, разверните корпус, чтобы грудь смотрела в сторону, а руку вытяните вверх над собой.
  • Если у вас искривление позвоночника в правую сторону, выполняйте планку с опорой на правую руку.
  • Задержитесь в позе на 10–30 секунд. С каждым днём старайтесь простоять в планке чуть подольше.

13. Расслабление в позе трупа

Это упражнение помогает расслабиться после небольшой тренировки.

  • Лягте на спину, подложите валик из сложенного полотенца под колени и что-нибудь под голову, чтобы шея была в нейтральном положении.
  • Закройте глаза и полностью расслабьтесь.
  • Дышите глубоко и спокойно, постарайтесь почувствовать, как уходит напряжение из тела.
  • Расслабляйтесь на протяжении пяти минут.
  • После этого вставайте плавно и осторожно.

Выполняйте эти упражнения три-четыре раза в неделю, и вы улучшите гибкость и осанку.

lifehacker.ru

Читать еще:  Гимнастика для беременных при шейном остеохондрозе
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector