Профилактика нарушений осанки у детей и подростков

Профилактика нарушений осанки у детей и подростков.

Осанка — это комплексное понятие о привычном положении тела непринуждённо стоящего человека, а правильная осанка- это показатель правильного анатомического развития, она сказывается на физическом и психологическом состоянии человека.

Нарушения осанки и сколиоз — самые распространённые заболевания опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Число детей с нарушениями осанки варьирует от 30 % до 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10-15 % детей.

Среди детей, начинающих посещать детский сад нарушения осанки встречаются у 5-6 %, а перед поступлением в школу число детей с нарушением осанки достигает 20%. За время пребывания в начальной школе число таких детей увеличивается в два раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет уже каждый второй подросток.

При нарушениях осанки ухудшается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, замедляются обменные процессы, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения (близорукость, астигматизм), отрицательно влияют на состояние нервной системы. Маленькие дети становятся замкнутыми, капризными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Те, кто постарше, жалуются на боли в позвоночнике, возникающие после нагрузок, чувство онемения в области между лопатками.

Осанка считается нормальной, если человек держит голову прямо, его грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги в коленных и тазобедренных суставах разогнуты.

Наиболее часто нарушения осанки характеризуются увеличением шейного и грудного изгибов позвоночника, опущенной головой и плечами, запавшей грудной клеткой, свисающим животом.

Поскольку на рост и формирование осанки влияет окружающая среда, родители должны контролировать позу детей, когда они сидят, стоят и ходят. То же самое должны делать и сотрудники детских учреждений.

Огромное значение для формирования правильной осанки у ребёнка имеют следующие факторы:

  • своевременное рациональное питание;
  • активные прогулки и игры на свежем воздухе;
  • подбор мебели в соответствии с ростом детей;
  • оптимальная освещённость игровых уголков и мест проведения учебных занятий;
  • привычка правильно сидеть за столом и переносить тяжёлые предметы;
  • умение следить за своей походкой, расслаблять мышцы.

Главное и наиболее эффективное средство профилактики нарушений осанки — правильное и своевременно начатое физическое воспитание. Специальные упражнения для формирования хорошей осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей с трёх лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Стол у ребёнка должен быть на уровне локтя его опущенной руки, а высота стула в норме не должна превышать высоту голени до подколенной ямки. Если ноги обутого ребёнка не достают до пола, ему нужна подставка, чтобы тазобедренные и коленные суставы в положении сидя были согнуты под прямым углом.

Сидеть нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Расстояние между грудью и столом -1,5-2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель — без ровной опоры тело примет согнутое положение, что приведёт к растяжению и ослаблению мышц спины, ограничит подвижность грудной клетки.

Важна и поза во время сна. Лучше всего, если ребёнок привыкнет спать на спине, иногда на животе, но только не на одном и том же боку, свернувшись калачиком, с коленями, подтянутыми к груди.

Полезны для детей подвижные игры, особенно на свежим воздухе. Они укрепляют мышцы тела, способствуют лучшей работе сердца, органов дыхания, активному обмену веществ.

Питание должно быть полноценным и разнообразным. Ежедневно в рацион ребёнка необходимо включать молоко и кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог), блюда из мяса и рыбы, свежие овощи и фрукты, соки.

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учёте у ортопеда. Им показаны лечебная физкультура, массаж, лечебное плаванье, физиотерапия, ортопедическое пособие и т.д.

Управления Роспотребнадзора по ЯНАО И.А.Фаркова

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, 2006-2019 г.

Адрес: 629000, г. Салехард, ул. Титова, д. 10

89.rospotrebnadzor.ru

Роль фельдшера в профилактике сколиоза

СПОРТ И ЗАБОЛЕВАНИЕ СКОЛИОЗ

Бунина Евгения Владимировна

студент 1 курса, кафедра экономики, Оренбургский государственный институт менеджмента (ОГИМ), г. Оренбург

Бровиков Дмитрий Владимирович

научный руководитель, старший преподаватель, мастер спорта России по вольной борьбе, г. Оренбург

В настоящее время состояние здоровья молодого поколения вызывает большую тревогу. Комплексные медицинские осмотры, проводимые в последние годы, показывают, что хроническая патология молодежи находится на крайне высоком уровне (93—95 %). Лишь 5—7 % из общего числа обследуемых являются абсолютно здоровыми. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний молодежи, в структуре патологической пораженности ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (болезни позвоночника) Именно поэтому к «болезням века» отнесли сколиоз.

Сколиоз — одно из самых распространенных заболеваний позвоночника. Это боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости, со скручиванием позвонком в процессе их роста. Это заболевание диагностируется в нашей стране больше чем у 11 миллионов подростков и 9 миллионов взрослых людей. Только вдумайтесь в эти страшные цифры! С каждым годом людей с заболеваниями опорно-двигательной системы увеличивается.

Причин заболеваний опорно-двигательного аппарата великое множество. Но основной причиной формирования искривления позвоночника — сколиоза является малоактивный «сидячий» образ жизни.

Ни для кого не секрет, что движение — жизнь, это значит, что человеку исключительно важно постоянно находиться в движение. Причем это не обязательно должны быть тяжелые нагрузки и интенсивные занятия спортом, достаточно выбрать для себя наиболее подходящие упражнения и соблюдать регулярность их выполнения. Это может быть финская ходьба, легкий бег, велоспорт, катание на роликах, плавание, аэробика и многое другое. Регулярные физические упражнения укрепляют связки и сухожилия, повышают упругость и выносливость мышц, способствуют формированию красивой осанки и спортивной, подтянутой фигуры. Кроме того, во время занятий спортом оказывается благоприятное воздействие на сердечнососудистую систему, усиливается обмен веществ, кровь обогащается кислородом.

Многих людей, имеющих такое заболевание как сколиоз, интересует насколько активно можно заниматься спортом, какие при этом должны быть ограничения и противопоказания.Каким же видом спорта можно заниматься при сколиозе?

Что касается обычной ежедневной зарядки, то она не просто показана таким больным, но и является обязательной. Комплекс упражнений также оговаривается с врачом индивидуально. Если выполнение какого-то упражнения доставляет неприятные ощущения или боль, врач поможет подобрать ему полноценную замену без ущерба для всего комплекса. При желании заниматься в тренажерном зале, хорошо также обратиться к врачу, который поможет составить график нагрузок. Первые занятия должны проходить под наблюдения инструктора. Также, следует отметить, что при малой степени искривления бег не является противопоказанием, тогда как при искривлении третьей или четвертой степени или быстро прогрессирующем сколиозе от бега следует отказаться. При легком сколиозе и когда период роста уже завершен, бег, наоборот, поможет укрепить мышцы спины и повысит тонус организма [3, с. 84].Подтягивание — частая рекомендация при сколиозе. Оно укрепляет мышцы спины, разгружая при этом позвоночник. На турнике полезно просто висеть, пытаясь максимально возможно сгибать руки, если полноценно подтягиваться не получается. В тренажерном зале можно найти специальный тренажер, облегчающий подтягивание.

Плавание часто является главной рекомендацией врачей при сколиозе, так как только этот вид спорта обладает лечебным эффектом при данном заболевании. Обусловлено это тем, что водная среда полностью разгружает позвоночник, полезно даже просто полежать на воде, расслабив все мышцы. Кроме того плавание укрепит мышечный корсет и симметрично нагружает мышцы спины и развивает координацию движений. Занятия плаванием воссоздают условия, необходимые для правильного развития позвонков. Но назначая занятия плаванием, врач всегда учитывает степень искривления, а также наличие ротации и величину ротации, наличие сопутствующих заболеваний внутренних органов. Особо рекомендуется плавать брассом, продлевая по возможности стадию скольжения. В этот момент позвоночник максимально растягивается и в то же время создается максимальное напряжение мышц.

Общие принципы нагрузки на позвоночник следующие. При сколиозе первой степени нагрузки должны быть строго симметричными, тогда как при второй и третей степени искривления нагрузку следует направлять на вогнутую сторону. При грудном правостороннем искривлении рекомендуется закрепить правую руку, а левой — осуществлять гребки. При правостороннем поясничном — фиксируют правую ногу, отведя в полусогнутом состоянии, а работают только левой. Такие упражнения выполняются под присмотром инструктора. При четвертой степени искривления плаванием лишь повышают тонус организма и применяют симметричные нагрузки с упором на правильное дыхание. В воде по рекомендации врача выполняются упражнения растягивающие позвоночник или мышечный корсет и корректирующие степень искривления [2, с. 149].

Профилактика сколиоза включает целый комплекс мероприятий. И эффективны они лишь тогда, когда выполняются все вместе. Причем, для достижения наилучшего результата необходимо тесное взаимодействие медиков, педагогов, и, самое главное, желание молодого поколения избавиться от этого заболевания [1, с. 57].

Профилактическая работа должна вестись сразу по нескольким направлениям:

1. Информирование учащихся о наличии у них недуга.

Очень важно показать и рассказать молодежи о том, что сколиоз делает человека не только некрасивым, но и затрудняет работу всех органов и систем организма. Причем, лучше, если в этой беседе будет участвовать более старший учащийся, страдающий сколиозом. Он на собственном примере покажет, что легче предотвратить заболевание, чем его вылечить.

2. Выработка и самоконтроль правильной осанки.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Можно предложить такую систему формирования этого навыка. Элементарно каждый должен начать с себя, встаньте около стены и проверьте свою осанку: плотно прислоните к стене лопатки, ягодицы, затылок и пятки. В последствии, когда уже будет выработано определенное мышечное чувство, не обязательно вставать к стене, достаточно одного упоминания об осанке. Навык самоконтроля следует отработать настолько, чтобы было доведено до автоматизма не только принятие правильной позы за партой, но и соблюдение осанки при ходьбе, при ответе с места, при работе с компьютером.

3. Увеличение двигательной активности.

Под двигательной активностью понимают сумму всех движений, выполняемых ребенком в течение суток. Это не только занятия физкультурой, это и помощь по дому, и игры во дворе, то есть любые движения. Польза их в том, что в работу включаются попеременно все группы мышц и формируется мышечный корсет, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная системы. Необходимо не только сознательно посещать пары физической культуры, но и дополнительно выполнять предписанные медицинскими работниками комплексы упражнений.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна).

Для успешного продвижения по этому направлению необходимо тесное взаимодействие медиков и молодежи, этому могут поспособствовать ВУЗы. Каждый должен знать, как правильно организовать рабочее место, чтобы мебель соответствовала его росту; следить, чтобы кровать была средне-жесткой, и ограничить время просмотра телевизора и компьютера до 1—2 часов. Добросовестное выполнение всех требований зависит от собственной установки. Каждый человек должен постараться привить себе навыки здорового образа жизни.

Что же касается противопоказаний, то так как при сколиозе не рекомендованы несимметричные нагрузки, то следует избегать занятий теннисом, бадминтоном, боулингом и другими подобными видами спорта. Не рекомендуются занятия спортивной и художественной гимнастикой из-за частых вынужденных прогибов позвоночника во время тренировок. По аналогичной причине не рекомендованы различные упражнения с поворотами вокруг вертикали.

Если оставить человека, который болен сколиозом без помощи тогда, болезнь будет прогрессировать. Прогрессирование искривления позвоночника сопровождается изменением положения и деформацией внутренних органов, что неизбежно сказывается на их функции. И если вовремя не сделать операцию больным сколиозом 3—4 степени, то изменения с годами могут стать настолько серьезными, что со временем больной превращается в тяжелого инвалида и развивается легочно-сердечная недостаточность, которая в самых тяжелых случаях приводит к ранней смерти в возрасте 40—45 лет [4, с. 237]. Поэтому следите за собой! И помните жизнь в ритме спорта — это залог здоровья и поддержание отличной физической формы на долгие годы. Занятия спортом представляет собой определенную совокупность физических упражнений и методических приемов, выполнение которых оказывает положительное воздействие на организм каждого человека!

Список литературы:

  1. Назаренко Л.Д «Оздоровительные основы физических упражнений». — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 240 с.
  2. Справочник по лечебной физкультуре / под редакцией М.И. Фонарева. Ленинград, Медицина, 1983. — 360 с.
  3. Ротенберг Р. Расти здоровым / энциклопедия здоровья. — М.: Физкультура и спорт 1992. — 592 с.
  4. Фельдшер образовательных учреждений. / Степанова Л.А, Яненко В.Ф, Г.А. Киселева, Лесникова Е.А. «Медицина для Вас». — Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. — 384 с.

sibac.info

Сценарий урока «Профилактика искривления позвоночника. История школьного портфеля»
методическая разработка по биологии на тему

Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.

Данный классный час разработан для учащихся 5-7 классов. При изучении опорно-двигательного аппарата в 8 классе, данную разработку можно взять за основу, при условии корректировки содержания, согласно возрасту учащихся. На мероприятие приглашаются родители учащихся, фельдшер школы или учитель биологии. В ходе проведения мероприятия у детей формируются основы здорового образа жизни, прививаются чувства бережного и ответственного отношения к своему организму и здоровью. Подарок, сделанный руками матери и подаренный своему ребенку имеет глубокое значение, содействует формированию теплых отношений, обнажает нежные, трогательные чувства.

Скачать:

Вложение Размер
разработка 102.63 КБ
презентация: искривление позвоночника 2.04 МБ
презентация: история портфеля 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Люфт Елена Валерьевна, учитель МОУ «СОШ №10» г.Когалым

Внеклассное мероприятие «Здоровая спинка – к успеху тропинка»

Здоровая спинка – к успеху тропинка

Аннотация: Данный классный час разработан для учащихся 5-7 классов. При изучении опорно-двигательного аппарата в 8 классе, данную разработку можно взять за основу, при условии корректировки содержания, согласно возрасту учащихся. На мероприятие приглашаются родители учащихся, фельдшер школы или учитель биологии. В ходе проведения мероприятия у детей формируются основы здорового образа жизни, прививаются чувства бережного и ответственного отношения к своему организму и здоровью. Подарок, сделанный руками матери и подаренный своему ребенку имеет глубокое значение, содействует формированию теплых отношений, обнажает нежные, трогательные чувства. Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.

Примечание: Разработка данного мероприятия не ставит перед собой цель показать использование ИКТ на уроках.

ЗДОРОВАЯ СПИНКА – К УСПЕХУ ТРОПИНКА

Цели: сформировать у учащихся бережное и ответственное отношение к своему здоровью и

своему организму; продолжить привитие основ здорового образа жизни. Развитие

творческих способностей, содействие в создании теплой и дружественной атмосферы

в коллективе и между родителями и детьми.

Оборудование: ТСО для просмотра фотослайдов, таблицы по анатомии из кабинета биологии или скелет, иллюстрации здоровых, веселых людей, фотографии учащихся, занимающихся различными видами спорта, музыкальные диски с мелодиями, на усмотрение учителя.

Участники мероприятия: учащиеся 5-7 классов, классный руководитель, родители, фельдшер школы (учитель биологии).

  1. Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала
  2. Основное содержание мероприятия.
  1. Бабу –Ешку посмеши, спинку горбом покажи!
  2. Медицинская справка о позвоночнике
  3. Без осанки и конь корова
  4. Кто со спортом тесно дружит, тому — и спинка долго служит
  5. Школьный портфель: друг или враг?
  6. Прямая спинка – к успеху тропинка
  7. Волшебное колечко – подарок осанке.
  1. Подведение итогов; заключительное слово ведущего
  1. Организационный момент. Подготовка к восприятию основного материала

Вступительное слово учителя (ведущего): Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы поговорить о здоровье. Каждый благоразумный человек понимает, что самое главное в жизни — это здоровье и стремится быть стройным и красивым и не болеть. К сожалению, подавляющее большинство людей, не умеет и не хочет заботиться о своем здоровье. Часто, потакая своим прихотям, мы забываем о самой главной ценности человеческого бытия.

А многие ли из нас знают, что причина многих недугов кроется в искривленном позвоночнике человека. Задумываемся ли мы над тем, что искривляем свой позвоночник с самого детства, страдая потом всю жизнь?

  1. Основное содержание урока

1. Бабу –Ешку посмеши, спинку горбом покажи!

Ученик 1 Советы старины мудры и верны –

Все начинается со сгорбленной спины.

Держать осанку, голову поднять!

Чем ниже голова, тем легче потерять

Ученик 2 Мы с ____________ готовясь к занятию, наблюдали за учениками нашей школы и одноклассниками. Наши наблюдения оказались грустными, а результаты плачевные. К сожалению, соблюдали осанку единицы, а многие ребята имели явно выраженную сутулость. Мы предлагаем и вам посмотреть результаты наших наблюдений. Мы запечатлели увиденные нами картинки кадрами фотоаппарата.

(Просмотр фотографий в слайдовом режиме «Бабу –Ешку не смеши, лучше спинку распрями!) Фотографии на фестиваль не представлены, т.к. взяты из личных архивов школьников.

2.Медицинская справка о позвоночнике

Слово фельдшеру школы:

Позвоночник играет особую роль в организме. Он расположен на спинной стороне туловища. В позвоночнике выделяют 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Позвоночник образован 33-34 позвонками, короткими костями необычной формы. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря ним образуется полуподвижное соединение. Повреждение дисков или смещение позвонков приводит к серьезным последствиям в организме человека.

Различают три вида искривления позвоночника: лордоз (выпуклость вперед), кифоз (выпуклость назад) и сколиоз – искривление позвоночника вбок, с поворот позвонков вокруг оси. К сожалению, сколиоз не лечится, его можно только сдержать в легкой стадии, поэтому лучше не допускать деформации позвоночника.

Причины искривлений: вредные положения тела и перегрузки

недостаток в пище белков, кальция, витамина Д

Рассказ фельдшера сопровождается показом презентации «Позвоночник: причины искривления», а так же демонстрацией позвоночника на скелете.

Сейчас ребята покажут, как правильно сидеть, стоять, нести тяжести и даже падать.

(Ученики рассказывают о технике переноса тяжестей, а другие ребята демонстрируют эти способы на себе)

Ученик: Чаще всего у людей возникают проблемы со спиной после поднятия тяжестей. Это говорит о том, что для этого используются ослабленные мышцы спины, вместо сильных мышц. При поднятии какой-либо тяжести, не делайте резких движений, контролируйте свои движения, не торопитесь, напрягите не только мышцы спины или рук, а полностью все

мышцы тела. При поднятии тяжестей расставляйте ноги над предметом. Приседайте пониже и вставайте, прижимая предплечье к животу.

Ученик: При вставании с кровати сначала повернитесь набок. Затем опустите ноги, опираясь на руки.

Ученик: При падении прижимайте руки к бедрам и падайте на бок. Не приземляйтесь ни на ягодицы, ни на спину.

3.Без осанки и конь корова

Учитель: «Без осанки и конь — корова» — говорится в народной пословице. И действительно, всем известно, что красивая осанка подчеркивает красоту женщин и статность мужчин. Сутулость и нарушенная осанка лишит женщину очарования, даже если на ней самое красивое платье.

Ученик: Эй, ребята! Встаньте смирно

Руки к верху поднимите!

И на цыпочках прыжок

Высоко, под потолок!

Ученик: Ты старайся – не ленись,

Уши трем. Глаза и бровь,

Разгоняем всюду кровь.

Ученик: Чтобы быть здоровым, сильным,

Стройным быть и в меру стильным,

Утром надо рано встать,

( Дети выполняют физкультминутку)

  1. Кто со спортом тесно дружит, тому — и спинка долго служит

Учитель: «Он не умеет ни читать, ни плавать» — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение плавать и читать рассматривается как символ разностороннего человека.

Ребята, а знаете ли вы, что в России живут замечательные люди, стойкие духом и телом. Я хочу рассказать вам о поразительном случае, который произошел с цирковым атлетом – силачом. Валентин Дикуль сломал позвоночник. И врачи сказали, что он не сможет больше ходить. Терпеливое лечение, тренировки и специально придуманные им самим упражнения для скелета вернули его к жизни. Через некоторое время циркач и силач снова вернулся на арену цирка: выполнял упражнения с тяжестями, поднимал 10-15 человек.

У нас в классе есть ученики, которые тоже занимаются спортом. Давайте послушаем ребят, они расскажут нам о своих занятиях.

Выступления учащихся, просмотр фотографии детей, занимающихся в спортивных секциях, фотографии из личных архивов школьников.

Ученик: Танец – это тот же спорт,

А не отдых, не курорт!

Сколько нужно раз собраться,

Чтоб в движеньях разобраться!

Посмотрите –ка на нас:

Ноги сами просят пляс,

Спинка ровная у нас,

Грациозность – просто класс!

(Выступление участников танцевального кружка )

  1. Школьный портфель: друг или враг?

Учитель: Ребята, о чем речь пойдет дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит.

Но только осень настает,

Меня он за руку берет.

Изучали пользу школьного портфеля наши ученики, давайте послушаем, какие наблюдение и выводы они сделали.

Ученик: Мы провели наблюдения за учениками нашей школы и одноклассниками, какие портфели предпочитают ученики. Выяснили, что подавляющее большинство учащихся начальной школы носят учебные принадлежности в ранцах. Это правильно. К сожалению, вес портфеля иногда выходит за пределы нормы.

Ученик: Ученики средней школы предпочитают ходить в школу с сумками спортивного стиля. Девочкам нравятся сумки, висящие на плече, а мальчикам спортивные рюкзаки. У многих учеников 5-7 классов масса портфеля существенно превышает допустимые санитарные нормы. Это связано и с тем, что ребята носят в портфеле много лишних вещей. Следует заметить, что масса школьной сумки обратно пропорционально возрасту ученика. Чем старше ученик, тем легче сумка.

Ученик: учащиеся старшей школы, как правило, ходят в школу с тонким пакетом, в котором лежит одна или несколько тетрадей и ручка. Вес такой клади вполне подходит для ребенка старшей группы детского сада.

Ученики показывают презентацию «История портфеля»

Учитель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру. Попрошу выйти 3 мамочки и 3 ребенка. Перед вами два стола: на одном продукты, на другом — школьные принадлежности, вперемешку с игрушками. Ваша задача как можно быстрее приготовить бутерброды, собрать портфель и надеть ранец на плечи. Кто быстрее подбежит ко мне и зазвонит в колокольчик, тот победитель.

  1. Прямая спинка – к успеху тропинка

Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что сутулая спина вызывает чувство покорности человека всему и всем. Напротив, человек с прямой спиной вызывает впечатление уверенного в себе человека. Попробуйте расстроиться или того сложнее – расплакаться, если вы стоите прямо, с гордо поднятой головой, открыто глядя перед собой? Не получится ни за что!

Сейчас к нам придет необычный гость, знаток восточной медицины.

( Ученик в восточной одежде)

Ученик: И я вас уверяю, что если ваша спина прямая, вам не удаться заплакать. С точки зрения восточной медицины, именно по спине, особенно в верхней ее части, проходят основные и самые важные энергетические каналы. Сутулясь, мы перекрываем их, а распрямляясь, мы обеспечиваем свободный доступ энергии космоса.

А сейчас, я предлагаю всем эти каналы открыть. Повернитесь все так, чтобы затылок каждого оказался перед лицом другого. Положите руки на плечи впереди сидящего человека и постарайтесь сделать приятный массаж.

( Звучит восточная мелодия «Азахелак»)

  1. Волшебное колечко – подарок позвоночнику

Родители: Дорогие наши дети, сегодня мы приятно удивлены, что вы уже так повзрослели и стали всерьез задумываться о своем здоровье. Мы родители, очень хотим, чтобы все вы были здоровые, крепкие, и сильные! И от всей души хотим подарить вам волшебные колечки, которые помогут вам и задачки сложные решить и от обиды горькой спастись. Надевайте эти колечки на голову, и ваши спинки будут прямые, а осанки красивыми. Будьте здоровы!

Мамы дарят своим детям текстильные колечки, сшитые из ткани и наполненные ватой. Эти колечки удобно надевать на голову ребенку, когда он выполняет домашние задания или смотрит телевизор. Если колечко упало – спинка скривилась Музыкальный фон.

III. Заключительное слово учителя.

Ученики повторяют хором:

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям!

Когда лежу, стою, сижу –

за позвоночником слежу.

Родители: Если статен ты и строен – уважения достоин!

nsportal.ru

Правильная осанка – здоровый позвоночник

Осанкой принято называть способность человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной.
Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову. У человека с правильной осанкой легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах (рис. 1).
Человек, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затрудняется деятельность внутренних органов.

Рис. 1. Правильная осанка.

Правильная осанка- это равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника, надплечья, соски, ости подвздошных костей, лопатки, ягодичные складки расположены на одном уровне. Треугольники талии выражены одинаково с обеих сторон. Линия остистых отростков позвонков прямая.

Упражнения, описанные ниже, поддерживают тонус мышц спины и живота, обеспечивают нормальную подвижность всех сегментов грудного отдела позвоночника и помогают выработать правильную осанку.
• Вдохните. Встаньте прямо, ноги вместе, руки вдоль тела. Поднимите руки вверх, сделайте выдох. Прогнитесь назад, глубоко вдохните. Опустите руки, сделайте наклон вперед, спину чуть округлите, опустите голову и плечи – выдохните.
• Встаньте на четвереньки. Держите голову прямо. Сильно прогните спину и оставайтесь в этом положении 2-3 секунды. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение 5-7 раз.
• Лягте на живот, вытяните руки вдоль тела. Прогнитесь в грудном отделе позвоночника. Попытайтесь поднять голову и ноги как можно выше. Повторите еще 5-8 раз.
• Лежа на животе, упритесь руками в пол. С силой прогнитесь назад, стараясь при этом оторвать корпус от пола. Проделайте это 5-8 раз.
• Сядьте на пол и подогните под себя левую ногу. Откиньтесь назад. Вторую ногу заведите за колено подогнутой ноги и левой рукой возьмитесь за кончики пальцев правой ноги. Правую руку слегка прижмите к пояснице тыльной стороной ладони. Попробуйте оставаться в таком положении около минуты.

Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед – лордоз, или назад – кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника – сколиоз встречаются весьма часто среди детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста. Это чаще всего физически ослабленные дети, перенесшие в раннем детстве тяжелые заболевания или страдающие какой-нибудь хронической болезнью. Поэтому очень важно для таких детей правильно организовать физическое воспитание с самого раннего детства. Это способствует нормальному развитию костного скелета и мышечной системы ребенка (особенно мышц спины и живота). Если имеются отклонения в развитии этих систем, то возникают различные нарушения осанки, которые могут в дальнейшем служить причиной искривления позвоночника.
Осанка вырабатывается в процессе роста и развития ребенка. На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища.
В утробе матери позвоночник плода представляет собой равномерную дугу. Сразу после рождения ребенка позвоночник выпрямляется почти до прямой линии. С этого момента начинается формирование осанки. Когда малыш начинает удерживать голову в поднятом положении, в шейной части позвоночника образуется изгиб вперед (шейный лордоз); когда ребенок начинает сидеть, в грудном отделе позвоночника образуется изгиб, обращенный назад (кифоз), а когда начинает ходить, образуется изгиб позвоночника с выпуклостью, обращенной вперед в поясничной части (поясничный лордоз).
Причин, вызывающих нарушение осанки, много. Одни из них определяются состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, другие – окружающей его обстановкой. Среди всех факторов и причин важную роль в воспитании хорошей осанки играет полноценное питание. Недостаток в пище витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки.

Рис.2. Такие позы способствуют формированию неправильной осанки.

Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Постоянное ношение малыша на одной руке, попытка слишком рано сажать, ставить на ножки или учить ходить ребенка, слишком мягкая и провисающая постель, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку, не соответствующая росту ребенка мебель, одежда, неправильное сидение за столом, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, езда детей на велосипеде для взрослых под рамой, привычка стоять с опорой на одну ногу, продолжительная болезнь (рахит) или частые заболевания,
двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда. При сколиозах 2-3 ст дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика развития нарушений осанки и сколиоза должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.
Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.
Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача – ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию), а по показаниям – хирургическое лечение.
Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.
Детям с нарушениями осанки, не прогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника.
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота – тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст (вызванных неправильным
ослабляющие организм, неудовлетворительный общий режим ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим) и многое другое способствуют формированию неправильной позы и осанки.
Самое распространенное нарушение осанки – сутулость. У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные.
Другие виды нарушения осанки:
а) ” круглая спина ” – увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника- кифотическая осанка ;
б) ” вогнутая спина ” – усиление лордоза в поясничной области- лордотическая осанка;
в). ” кругло-вогнутая спина ” – увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;
г) ” плоская спина ” – сглаживание всех физиологических изгибов;
д) ” плоско-вогнутая спина ” – уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Рис. 3. Сутулость Рис. 4 Кифотическая осанка. (Кифоз) Рис. 5. Лордотическая осанка. (Лордоз) Рис. 6. Плоская спина (выпрямленная осанка)

Вначале нарушения осанки не вызывают изменений в позвоночнике. Но если неправильная поза становится привычной, а причины, способствующие поддержанию неправильной позы, не устраняются, то возникают изменения в позвоночнике. Позвоночник начинает искривляться, появляется сколиоз.
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Кроме бокового искривления, при сколиозе образуется реберный горб.
Сколиоз может быть врожденным и приобретенным. Врожденный сколиоз чаще всего связан с аномалией развития позвоночника (неправильное развитие) – лишние позвонки, лишние ребра, аномалия поперечных отростков, слияние дужек и отростков,
незаращение дужек, клиновидные позвонки и т. п. Врожденные сколиозы составляют около 5%, а остальные 95% возникают в процессе развития и роста организма.
Среди приобретенных сколиозов выделяются:
а) рахитический, вследствие перенесенного рахита;
б) привычные или, как их называют, школьные сколиозы, возникающие на фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки:
в) статический сколиоз, возникающий при неправильном боковом стоянии таза; это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей (одна конечность короче другой);
г) паралитический сколиоз, возникающий на фоне поражения мышц туловища; это чаще связано с перенесенным полиомиелитом. По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:
1 степень – сколиоза характеризуется незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.
2 степень – характеризуется заметным отклонением позвоночника от средней линии и начинающимся реберным горбом.
3 степень – сколиоза характеризуется стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки, наличием большого реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника.


Рис.7. Первая степень сколиоза Рис.8. Вторая степень сколиоза Рис.9. Третья степень сколиоза

Прокомментировать статью «Правильная осанка – здоровый позвоночник»

kolpcrb.tom.ru

Роль фельдшера в профилактике сколиоза

Е.С. Анисимов, вpaч травматолог-ортопед из Центрального института травматологии и ортопедии им. И. И. Приорова рассказывает о факторах риска и профилактике заболеваний позвоночника у детей и взрослых.

Позвоночник состоит из 33-35 позвонков. Между позвонками расположены мягкие прочные прослойки — межпозвоночные диски. Связочно-мышечный аппарат, межпозвонковые диски, суставы соединяют позвонки между собой, позволяя удерживать его в вертикальном положении и обеспечивая необходимую свободу движения. Благодаря эластичным свойствам межпозвонковых дисков, значительно смягчаются толчки и сотрясения, передаваемые как на позвоночник, так и на спинной и головной мозг при ходьбе, беге, прыжках. Физиологические изгибы (два лордоза и один кифоз) тела создают позвоночнику дополнительную упругость и помогают смягчать нагрузку на позвоночный столб.

При всем многообразии движений позвоночник выполняет еще одну важнейшую функцию — защищает от повреждений расположенный в позвоночном канале спинной мозг и спинномозговые нервы. Они крайне чувствительны к сдавлениям, поэтому сохранность позвоночника является главным требованием, при котором будет возможна нормальная функция спинного мозга и нервов, обеспечивающих связь всех исполнительных органов с ЦНС.

Факторы риска болезней позвоночника

Долгое время существовало мнение, что именно вертикальное положение тела является основной причиной преждевременного износа структур позвоночника. Однако, как показывают исследования последних лет, причина вовсе не в прямохождении, а в невнимательном отношении к возможностям позвоночника. В частности, дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника развиваются не только у человека. Они описаны у кошек, собак, овец и других млекопитающих.

К основным заболеваниям позвоночника относятся остеохондроз, межпозвоночная грыжа, деформирующий спондилез, сколиоз, остеоартроз и др. В настоящее время доказано, что чаще всего хронические заболевания позвоночника развиваются на фоне нарушения его функции. Соответственно, эффективное лечение позвоночника подразумевает восстановление этой функции, а не только снятие боли.

В современном мире человек выполняет меньше физических действий. Вследствие этого замедляется кровоснабжение тканей, ослабевает мышечный корсет, нарушается питание межпозвоночных дисков (дистрофические изменения), что приводит к развитию дистрофических изменений. Процесс можно остановить, если скомпенсировать дефицит движения. Поэтому для профилактики и при лечении заболеваний позвоночника обязательным компонентом должны быть физические упражнения.

Первичная профилактика заболеваний позвоночника, в первую очередь, сводится к устранению модифицируемых (изменяемых) факторов риска, таких как:

  • плохое питание;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя);
  • неправильная осанка;
  • малоподвижный образ жизни;
  • нерациональные и неравномерные физические нагрузки и вынужденные позы, особенно в нефизиологичном положении (ротация, переразгибание, избыточное сгибание);
  • стереотипные, многократно повторяемые движения;
  • недостаточно координированные движения (падения, неудачные прыжки и др.);
  • значительное общее и локальное переохлаждение.

Профилактика заболеваний позвоночника у детей

Начинать заботиться о состоянии позвоночника ребенка нужно еще до его появления на свет. Для этого перед рождением ребенка матери необходимо хорошо питаться и по возможности вести активный образ жизни.

Правильное питание и физическая активность ребенка являются главным способом профилактики заболеваний позвоночника.

Для того чтобы у ребенка не было искривления позвоночника и других его заболеваний, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • стол должен соответствовать росту ребенка;
  • свет при занятиях должен падать с левой стороны;
  • чтобы ребенок не сутулился во время чтения, книги должны стоять на подставке;
  • учебники желательно носить в ранце;
  • матрац на постели ребенка должен быть не слишком мягким и не слишком жестким, достаточным для того, чтобы во время сна мышцы могли хорошо расслабиться и по-настоящему отдохнуть.

Все свободное время ребенок должен посвящать активным и пассивным видам отдыха. После прихода из школы ребенку неплохо полежать, расслабить мышцы. Ночной сон должен быть не менее 10 часов. Желательно, чтобы ребенок большую часть свободного времени проводил на свежем воздухе в активном двигательном режиме. Динамичные игры на воздухе способствуют развитию и укреплению основных групп мышц, повышению устойчивости организма к различным заболеваниям, укрепляют естественный иммунитет.

Посещение секций различных видов борьбы, бокса, тяжелой атлетики и спортивной гимнастики до 10-12 лет нежелательно, т. к. при отсутствии развитого мышечного «корсета» можно раньше времени перегрузить позвоночник и вызвать раннее развитие остеохондроза. Следует отдавать предпочтение занятиям плаванием и легкой атлетикой.

В период функционального развития позвоночника (до 16 лет) не рекомендуются занятия на тренажерах, т. к. они могут вызвать развитие сколиоза и способствовать остановке роста.

Кроме того, для нормального развития мышц, связок, межпозвоночных дисков, костной ткани и других компонентов, поддерживающих и образующих позвоночник, большое значение имеет правильное, полноценное питание. Надо в достаточном количестве потреблять белковую пищу для роста мышц, а также жиры и углеводы — источники энергии для них. Укрепление позвоночника невозможно без молочной пищи — основного поставщика кальция. Очень важны витамины группы В. Плохое питание в школьном возрасте может стать одной из причин развития сколиоза и других заболеваний позвоночника.

Все перечисленные рекомендации относятся к детям со здоровым позвоночником. При выявлении признаков заболеваний позвоночника необходимо выполнять специальные комплексы лечебной гимнастики по указанию врача.

Профилактика заболеваний позвоночника у взрослых

Для профилактики заболеваний позвоночника у взрослых также важны правильное питание (полноценное и сбалансированное) и рациональная физическая нагрузка.

Немаловажно соблюдение простых правил.

Если на работе вы вынуждены долго стоять — старайтесь стоять прямо, чаще меняйте позу и опорную ногу.

Даже удобное положение тела может вызвать нежелательные изменения в позвоночнике, если поза долго остается неизменной. Поэтому необходимо периодическое изменение положения тела во время работы. Например, в положении стоя периодическая смена опоры одной ноги на скамеечку не только дает отдых ногам, но и способствует кифозированию (выгибанию) поясничного отдела позвоночника в облегченных условиях.

Если приходится носить тяжелые предметы — распределяйте нагрузку равномерно. При переноске тяжестей рекомендуется выпрямленное положение туловища. Груз при этом нужно держать как можно ближе к туловищу. При поднятии тяжестей с земли нельзя наклоняться вперед и поднимать груз, выпрямляя туловище. Надо согнуть колени, присесть, оставляя спину прямой, и поднимать груз за счет выпрямления ног в коленях.

Если работа «сидячая», необходимо организовать свое рабочее место так, чтобы спина была ровной. Оптимальным является стул или кресло со спинкой и подлокотниками такой высоты, при которой стопы стоят на полу при согнутых под прямым углом коленях. В том случае, если вам приходится часто читать за столом, приобретите подставку для книг, это позволит держать шею прямо. И главное, как можно чаще вставайте из-за стола, делайте какие-либо движения и т. д.

Долгие часы за рулем тоже могут стать причиной проблем с позвоночником. Наиболее опасна «поза банана», когда шофер сидит, наклонившись к рулю и вытянув выпрямленные ноги к педалям. При этом создается максимальное давление на межпозвоночные диски поясничного отдела позвоночника, которое усиливается из-за тряски во время езды. Сиденье должно быть удобным и желательно жестким.

При езде в автомобиле под поясничный отдел позвоночника надо подкладывать валик. И обязателен подголовник для избежания травматизации шейного отдела позвоночника при резких рывках автомобиля.

При выполнении бытовых работ, связанных с наклоном туловища вперед (стирка белья, полоскание, подметание и мытье полов), желательно разгружать позвоночник, имея под свободной рукой какую-либо опору. Для уборки квартиры при помощи пылесоса желательно трубку пылесоса нарастить с таким расчетом, чтобы туловище не сгибалось вперед, т.к. в противном случае ритмичные движения в полунаклоне вперед вызывают перенагрузку позвоночника. Следует особо остерегаться работ, связанных с напряженными однотипными движениями (особенно в полунаклоне вперед), например: пилка и колка дров, садовые работы с лопатой и тяпкой, рывковые движения при перебрасывании тяжелых предметов, ручная стирка, т. к. нагрузки на позвонки, связки и мышцы резко возрастают.

Зашнуровывая обувь, нужно встать на одно колено, коснуться туловищем бедра и только после этого зашнуровывать обувь.

При езде в лифте целесообразно принять облегчающую позу для снижения вертикальной нагрузки на дегенерированные диски при ускорениях и замедлениях лифта. Эту позу рекомендуется принимать в течение дня насколько раз с выдержкой 10-60 секунд и как физическое упражнение.

Занятия спортом должны соответствовать уровню подготовки и возрасту. Надо помнить, что неправильно выполненные упражнения или чрезмерная нагрузка могут навредить спине.

Для того чтобы контролировать работу позвоночника, нужно периодически проверять силовую выносливость мышц — разгибателей спины. Для этого существует ряд упражнений: удерживать на весу половину туловища и голову в позе «ласточка» или «рыбка» на животе. Для взрослых норма удержания такого положения — 3 минуты.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством подъемов туловища из положения «лежа на спине» в положение «сидя». Средний темп выполнения подъемов — 15-16 раз в минуту. При нормальном развитии брюшного пресса взрослые люди без особого напряжения в состоянии сделать 25-30 подъемов за один раз.

Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняют в статическом режиме, т. е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5-7 секунд, затем сделать паузу для отдыха в течение 8-10 с и повторить упражнение 3-5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц.

Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить, используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи), увеличивая число повторений до 10-12.

Общая жизнеспособность человека в огромной степени зависит от состояния позвоночника, ведь именно позвоночник определяет силу и выносливость человека, здоровье внутренних органов и всего организма в целом.

www.medkirov.ru

Читать еще:  Йога при грыже шейного отдела позвоночника
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector