Асимметричные корригирующие упражнения

Асимметричные корригирующие упражнения:

1 Исходная позиция, стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.

2 Исходная позиция, лёжа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

3. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

Упражнения для укрепления мышц спины:

1) Исходная позиция –– стоя, руки за головой. С силой отведите руки в стороныи, подняв руки вверх, прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) Исходная позиция –– стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний — к тазу). Присядьте, вернитесь в исходную позицию. Наклонитесь вперед, вернитесь в исходную позицию. И, наконец, наклонитесь вправо, затем влево. Каждое движение выполнить 8-12 раз.

3) Исходная позиция –– лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнитесь. Замрите в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в исходную позицию.

4) Исходная позиция –– стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнитесь назад, подняв руки вверх, и вернитесь в исходную позицию. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела. Если вы работаете сидя периодически «вжимайтесь» спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник с усилием упирайтесь в него головой.

При консервативном лечении недостаточно ограничиваться занятиями Л Г. Следует шире использовать элементы спорта (под наблюдением врача) и физическую культуру (ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание и др.). Если консервативные методы лечения недостаточно эффективны и сколиоз прогрессирует, показана костнопластическая фиксация позвоночника. Ранняя операция может предупредить развитие III степени сколиоза, поздняя — снять боли.

Рекомендуется массаж мышц спины, живота и тазового пояса: при сколиозе I степени — общеукрепляющий, а при сколиозе II—III степени — дифференцированный. Курс массажа предусматривает 15—20 процедур.

В связи с тем, что пациенты, страдающие сколиотической болезнью, предъявляют жалобы на боли в ногах, повышенную утомляемость при физической нагрузке в мышцах ног, в занятия Л Г необходимо включать специальные упражнения, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, восстановление опороспособности конечностей.

Глава 3.2.1 Упражнения, которые не рекомендованные для больных сколиозом(исключающиеся при лечении)

Для больных сколиозом во всех формах и стадиях заболевания не рекомендуются упражнения которые увеличивают гибкость позвоночника и приводящие к его перерастяжению.

Это главное правило врачей ортопедов согласно принципу главной врачебной клятвы – Гиппократа: «не навреди».

Заключение

В своём реферате я раскрыл с разных точек зрения, причины заболевания, признаки болезни и основные методы лечения.

Данная тема остаётся актуальной, так как развитие болезней спины и одновременно разнообразие методов выявления этих болезней и лечения вместе с устранением побочных явлений лечения современной медициной открыты не полностью. Как было сказано выше эти проблемы волновали человечество, во всём времени его развития начиная с самих истоков.

Итак подводя итог своей работе хотелось бы ещё раз отметить, что сколиоз –– болезнь сложная, но излечимая.

Лечение зависит от возраста больного, типа сколиоза и степени деформации позвоночника. Но главное–– от самого желания больного излечиться и исправить свойобраз жизнис отрицательного наздоровый.

Самое главное в лечении и профилактике: утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых –– необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания. А это и есть нормальный и типичный (здоровый) образ жизни.

Список используемой литературы 1 :

«Большая медицинская энциклопедия», Москва, 1985г.

Журнал «Здоровье» статьи 2 начиная с 1980года.

Журнал «Сила и красота»

«Домашний Доктор» серия из 4-х книг («Советы американских врачей») –– «Ридерз Дайджест», Москва 2000-2004 г.

Соколов Д. «Секреты вашего здоровья»

Кривцов А. Г. «Старинные народные и современные методы лечения спины»,1990г., Ростов -на-Дону

«Точечный массаж и ваше самочувствие», (рекомендации в помощь медработникам), 1989г., Ростов-на-Дону

Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М.Г., Хирургические болезни, Медицина 1969 г.

studfiles.net

Основные корригирующие упражнения при сколиозе

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 21.10.2017 2017-10-21

Статья просмотрена: 2222 раза

Библиографическое описание:

Зыкун Ж. А. Основные корригирующие упражнения при сколиозе // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 191-193. — URL https://moluch.ru/archive/176/46013/ (дата обращения: 04.07.2019).

В статье рассматривается главная проблема юношеского возраста распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата сколиоз и основной комплекс применения при данной патологии.

Ключевые слова: сколиоз, лечебная физическая культура, комплекс упражнений

Сколиоз рассматривают как общее заболевание организма, вовлекающее в процесс все органы, но наиболее серьезно при этом поражается костная и мышечная системы позвоночника. Медицинское обследование студентов I-ых курсов Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины 2017г поступления, показали, что из 950 человек поступивших у 320 выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата в частности сколиоз, у 200 человек обнаружена I Степень искривления позвоночника,100 человек II степень искривления позвоночника, у 20 человек III-IV степень искривления позвоночника, данные показатели свидетельствуют о прогрессировании данного заболевания среди юношеского возраста.

Сколиоз может быть простым или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным — при наличии нескольких дуг искривления в разные стороны и, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным и нефиксированным, исчезающим в горизонтальном положении. Одновременно со сколиозом обычно наблюдается и его торсия, т. е. поворот вокруг вертикальной оси, причем тела позвонков оказываются обращенными в выпуклую сторону, а остистые отростки — в вогнутую. Торсия способствует деформации грудной клетки и ее асимметрии, внутренние органы при этом сжимаются и смещаются. Независимо от начальной причины возникновение сколиоза существенными моментами, способствующими развитию искривления, является отсутствие профилактического режима. Чаще сколиоз развивается вследствие биомеханических нарушений в опорно-двигательной системе позвоночника. Зачастую неправильная поза при учебных занятиях вызывает изменение тонуса мышечно-связочном аппарате, приводит его в состояние ослабления и быстрого утомления. Частое стояние с опорой на одну ногу, ношение сумок в одной руке, сон на боку в мягкой постели с согнутым корпусом еще больше нарушают равновесие мышечной тяги и ведут к неравномерному распределению нагрузки на позвоночник и мышцы спины. Все вышеперечисленное влияют на развития искривления позвоночника и нарушения осанки. [2]

Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища. Упражнения должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоскости. Корригирующие упражнения должны способствовать укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник, таких как выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратных мышц поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля [3].

Корригирующие упражнения оказывают как физиологическое, так и лечебное воздействие на организм. Физиологическое и лечебное воздействие корригирующих упражнений базируется на теории моторно-висцеральных рефлексов и реализуется через единый нервно-гуморальный механизм. Мышечная деятельность, прежде всего, повышает тонус центральной нервной системы, адаптирует вегетативную систему к потребностям скелетной мускулатуры. Под влиянием физических упражнений выравнивается течение основных нервных процессов (повышается возбудимость при возросших тормозных процессах, развиваются тормозные влияния при выраженном патологическом раздражении), улучшается подвижность физиологических процессов. Влияние корригирующие упражнений на гемодинамику характеризуется активизацией всех основных и вспомогательных гемодинамических факторов, улучшением функции кровообращения. Систематическое применение корригирующих упражнений ведёт к повышению функционального состояния сердечно-сосудистой системы у здорового человека и нормализует различные отклонения функций аппарата кровообращения при патологии. Одновременно улучшаются процессы тканевого обмена, активизируются окислительно-восстановительные процессы в мышцах [1].

Корригирующие упражнения оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ. Тренировка ведёт к уменьшению расхода энергетических веществ в период мышечной деятельности. Данные упражнения стимулируют деятельность эндокринной системы.

Примерный комплекс корригирующей гимнастики:

1) И.п. — сидя упор сзади, 1 — поднимание прямой левой ноги вверх, 2 — вернуться в и. п.

2) И.п. — то же, другой ногой.

3) И.п. — то же. 1 — отведение прямой ноги в левую сторону, 2 — и.п., 3–4 — то же.

4) И.п. — сидя, упор сзади. 1 — подтягивание согнутой левой ноги к груди, 2 — и.п.

5) И.п. — сидя, упор сзади.1 — подтягивание согнутой правой ноги к груди, 2 — и.п.

6) И.п.- лежа на спине, руки за голову. 1-неполное поднимание туловища вверх, 2- и.п., 3- 4 — то же.

7) И.п. — лежа на спине, руки за головой. 1 — неполное поднимание туловища влево, 2 — принять и. п., 3–4 — то же.

8) И.п.- лежа на спине, руки за головой. 1 — неполное поднимание туловища вправо, 2 — принять и. п., 3–4 — то же.

9) И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. 1 — поднимание прямых ног вверх, 2 — принять и. п., 3–4 — то же.

10) И.п. — лежа на спине, руки за головой. 1 — одновременное поднимание ног и туловища вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

11) И.п.-лежа на правом боку, правая рука перед собой прямая, левая рука за голову.1- поднимание туловища вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

12) И.п.-лежа на правом боку, правая рука перед собой прямая, левая рука вдоль туловища.1- поднимание прямых ног вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

13) И.п.-лежа на правом боку, правая рука перед собой прямая, левая рука за голову.1- одновременное поднимание туловища и ног вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

14) И.п.-лежа на левом боку, левая рука перед собой прямая, правая рука за голову.1- поднимание туловища вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

15) И.п.-лежа на левом боку, левая рука перед собой прямая, правая рука вдоль туловища 1- поднимание прямых ног вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

16) И.п.-лежа на левом боку, левая рука перед собой прямая, правая рука за голову.1- одновременное поднимание туловища и ног вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

17) И.п.- лежа на животе, руки вверху прямые. 1 — поднимание туловища вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

18) И.п.- лежа на животе, правая рука вверху, левая внизу. 1 — поднимание туловища с руками вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

19) И.п. — лежа на животе, левая рука вверху, правая внизу. 1 — поднимание туловища с руками вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

20) И.п. — лежа на животе, левая рука вверху, правая внизу. 1 — поднимание туловища вверх, смена положения рук, 2 — и.п., 3–4 — то же.

21) И.п. — лежа на животе, руки встороны,1-поднимание туловища и рук вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

22) И.п. — лежа на животе, руки вверху прямые,1- поднимание туловища вверх с одновременным сгибанием рук в локтевых суставах 2 — и.п., 3–4 — то же.

Читать еще:  Зарядка при остеохондрозе для грудного отдела позвоночника

23) И.п. — лежа на животе, руки за головой. 1 — поднимание прямой левой ноги вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

24) И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 — поднимание прямой правой ноги вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

25) И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 — поднимание прямой правой ноги вверх, 2 — поднимание прямой левой ноги вверх, и.п., 3–4 — то же.

26) И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 — попеременное поднимание прямых ног вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

27) И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. 1 — одновременное поднимание прямых ног вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

28) И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. 1 — поднимание согнутой левой ноги вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

29) И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. 1 — поднимание согнутой правой ноги вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

30) И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. 1 — поднимание обеих согнутых ног вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

31) И.п. — лежа на животе, руки перед грудью, ноги согнуты в коленях. 1 — поднятие правой ноги вверх, 2 — поднятие левой ноги вверх, 3-зафексировать обе ноги вверху 4 — и.п.

32) И.п. — лежа на животе, руки перед грудью, ноги согнуты в коленях. 1 — поднятие обеих ног вверх, 2 — разведение ног в сторону, 3-сведение ног 4 — и.п.

33) И.п. — лежа на животе, руки вверху. 1 — одновременное поднимание туловища и ног вверх, 2 — и.п., 3–4 — то же.

Выполнение упражнений по 15–20 раз, каждое упражнение. После успешного овладения комплекса нагрузку увеличивать, т. е. каждое упражнение необходимо выполнять в стато-динамическом режиме. Каждое упражнение 15–20 раз в динамике,15–20 счетов в статике. [2]

Как правило при сколиозе наблюдается деформация таза и грудной клетки, в результате прогрессирования заболевания может сформироваться вначале реберное выпячивание, а в дальнейшем реберный горб — гиббус. Эти негативные изменения приводят не только тяжелейшим косметическим дефектам, а также к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому выполнение дыхательных упражнений носит обязательный рекомендательный характер.

Примерные основные дыхательные упражнения:

1) И.п. — лежа на спине, руки на груди. 1 — вдох, грудная клетка поднимается вверх, 2 — выдох, грудная клетка опускается.

2) И.п. — лежа на спине, руки на животе. 1 — вдох, выпячивание брюшной стенки вверх, 2 — выдох, втягивание брюшной стенки.

3) И.п. — лежа на спине, руки на груди. 1 — вдох, грудная клетка поднимается вверх,2 — выдох, выпячивание брюшной стенки вверх.

Выводы: В результате занятий корригирующими упражнениями происходит укрепление мышечно-связочного опорно-двигательного аппарата. Параллельно решаются задачи укрепления основных групп мышц, увеличения их эластичности и выносливости, улучшения подвижности в позвоночнике. Данный комплекс корригирующей гимнастики очень эффективен не только в коррекции данного заболевания, но и в его профилактике и в дальнейшем его прогрессировании.

  1. Зыкун Ж. А., Конон А. И. Внедрение гимнастики пилатес на занятиях по физическому воспитанию со студентами группы ЛФК при заболевании сколиоз // Молодой ученый. — 2016. — № 18. — С. 200–205.
  2. Назаренко И. А., Зыкун Ж. А., Захарченко О. А. Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки). Практическое пособие — 2017.-38
  3. Попов, С. Н. Лечебная физическая культура: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева и др.; под общ. ред. С. Н. Попова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

moluch.ru

Корригирующая гимнастика: комплексы упражнений и их действие

Исправить осанку поможет специальная корригирующая гимнастика. Правильно подобранный комплекс физических упражнений может предупредить некоторые заболевания, значительно улучшить состояние на ранних стадиях или замедлить развитие болезни. В данной статье рассмотрим, когда необходимы подобные упражнения, а также специфику их выполнения.

Что такое корригирующие упражнения

Термин происходит от латинского слова corrigo, что значит исправление. Следовательно, корригирующие упражнения призваны исправить проблемы, возникшие в различных частях организма человека. Регулярные занятия, подобранные врачом и физиотерапевтом, способны справиться со многими задачами.

Корригирующая гимнастика ставит своей целью:

  • восстановление и расслабление мышечной системы;
  • укрепление мышечного корсета;
  • активизацию обменных процессов в организме.

Комплекс разрабатывается так, чтобы оказывать влияние на нужный орган или систему органов человека.

Воздействие на организм

Лечебная гимнастика увеличивает кровоснабжение всего тела. Происходит регенерация тканей и улучшенное питание клеток. Учащённое дыхание расправляет альвеолы и улучшает газообмен в лёгких. Нормализуется давление.

Гимнастика способствует укреплению сердечных мышц, костей скелета, сухожилий и связок. Физическая активность ускоряет обменные процессы в организме, что положительно сказывается на всех внутренних органах.

Показания к корригирующей гимнастике

Корригирующая гимнастика — часть лечения заболеваний пациентов любого возраста. После медицинского осмотра комплекс может быть назначен при следующих проблемах:

  • проблемы с осанкой, сколиоз различной степени;
  • заболевания глаз;
  • проблемы с кровообращением, сердцем и сосудами;
  • болезни органов дыхания;
  • нарушение работы ЖКТ;
  • гинекологические заболевания;
  • плоскостопие.

При выборе упражнений врач основывается на конкретном диагнозе, а также общем состоянии пациента.

Рекомендации для выполнения упражнений

Для положительной динамики при любом заболевании необходимо придерживаться общих рекомендаций:

  • регулярность занятий (ежедневно утром и вечером);
  • несколько подходов для каждого упражнения;
  • общее время одного занятия — 30 минут;
  • занятия начинают с разминки, потом переходят к более сложным упражнениям и заканчивают расслабляющими движениями.

Для гимнастики нужно хорошо проветриваемое место с температурой +17. +20 °С. Одежда и обувь не должны стеснять движения. Необходимо обеспечить доступ к питьевой воде на протяжении всего времени занятий.

Корригирующие упражнения

В зависимости от решаемой проблемы комплекс корригирующей гимнастики будет составлен из различных упражнений. Консультация с врачом обязательна!

Для глаз

Гимнастика для глаз призвана снять напряжение зрительного нерва и активизировать работу зрительных мышц. При косоглазии и амблиопии выполняют упражнения для развития функций движения и слежения глаз, а также сосредоточения на выбранных объектах. Существует несколько видов упражнений:

  • сильное зажмуривание способствует циркуляции внутриглазной жидкости, улучшает функции кровоснабжения (5–10 раз);
  • частое моргание обеспечивает увлажнение глазного яблока, выполняется 10–15 секунд;
  • массаж надбровных дуг («прищепочки») усиливает кровоснабжение;
  • смена фокусировки с ближнего предмета на дальний тренирует аккомодационные мышцы;
  • вращение глазами снижает напряжение и тренирует функцию движения глаз (по 6 раз в обе стороны);
  • слежение за предметом или «рисование» взглядом выполняется около 30 секунд для тренировки двигательных мышц.

Во время занятий используют специальные тренажёры и ориентиры. Продолжительность одного занятия — от 5 до 15 минут.

Исправление осанки

Упражнения, формирующие правильную осанку, включают в большинство корригирующих комплексов. Наиболее популярны следующие варианты:

  • стоя спиной к стене, нужно прижаться пятками, икрами, ягодицами и затылком к ровной поверхности и зафиксировать положение. Отойдя от стены, положение тела сохраняют на несколько секунд и повторяют периодически во время всей тренировки;
  • в том же положении возле стены выполняют приседания, поднятия на носки и махи руками, сохраняя ровную спину;
  • принять правильную осанку возле стены, после чего положить на макушку головы мешочек с песком или другой небольшой утяжелитель. С мешочком на голове выполняют медленные приседания, ходьбу простую и с перешагиванием препятствий, упражнения с мячом.

Видео: как исправить осанку Основное упражнение у стены выполняют в течение всего дня, контролируя осанку, например, перед зеркалом.

При плоскостопии

Комплекс занятий подбирается ортопедом в зависимости от вида плоскостопия (врождённое, травматическое, после полиомиелита или рахита, от внешнего воздействия).

Для разминки используют общие упражнения для мышц спины и осанки. Специальные движения могут включать:

  • сильное сжатие и расслабление пальцев ног в положении лёжа на спине (3 минуты);
  • в том же положении вращение голеностопом в обе стороны по 2 минуты;
  • сидя на твёрдой поверхности, выполняют сжатие коленями кулака, расположенного между ними. Внутренняя часть стоп поднимается вверх, а внешняя прижимается к полу;
  • катание резинового мячика попеременно каждой стопой;
  • поднятие и опускание на носках, с фиксацией в приподнятом положении на 2–3 секунды (10–15 раз).

Видео: лечебная гимнастика при плоскостопии После основного блока выполняют закрепляющие движения, например, ходьбу на пятках и носках по наклонному полу.

Укрепление и растягивание мышц поясницы

Для растяжки поясничной области подойдут такие движения:

  • сидя на стуле, выполняют наклон грудью до колен, а также наклоны с широко расставленными ногами;
  • сидя на полу с вытянутыми ногами, выполняют наклоны вперёд, стараясь коснуться лбом коленей.

Растяжку выполняют медленно, с постепенной амплитудой. Для укрепления мышц поясничного отдела есть такие варианты:

  • лёжа на спине с согнутыми ногами, поднимают вверх таз (ноги поднимаются на носках) и задерживаются в этом положении на 3–5 секунд. Дополнительно двигают таз в стороны;
  • выполнив такое же поднятие таза, добавляют приставные шаги в обе стороны;
  • лёжа на животе, поднимают прямые ноги по очереди, потом отводят ноги в стороны;
  • стоя на четвереньках, выполняют прогибы и выгибы спины («кошка»).

Эту группу движений также включают в комплексы занятий при сколиозе и других проблемах с позвоночником.

Видео: как избавиться от боли в пояснице и укрепить ее

При сколиозе

Различают несколько степеней сколиоза в разных отделах позвоночника, для каждой из которых существуют специальные комплексы упражнений. Наиболее эффективна корригирующая гимнастика для сколиоза 1-й степени (особенно у детей). Упражнения могут быть симметричными и асимметричными, последние обязательно должны подбираться врачом.

Занятия начинают с разминки, куда входят упражнения на правильную осанку. В основном блоке могут быть такие движения:

  • махи и вращения руками (по очереди и вместе, до 20 раз);
  • соединение лопаток и ходьба в таком положении около 30 секунд;
  • «кошка» из положения на четвереньках;
  • «ножницы» — скрещивание ног лёжа на спине;
  • скручивания в правую или левую сторону (по назначению врача) в различных отделах позвоночника.

Особенности выполнения упражнений детьми

Выполнение гимнастики детьми обязательно должно контролироваться физиотерапевтом или родителями. Поскольку организм ребёнка постоянно развивается, лечебный комплекс для дошкольников должен периодически обновляться, включая новые и убирая уже ненужные движения. Для решения проблем у детей грудного возраста используют массажи. Выполняя индивидуальный комплекс корригирующих упражнений, человек нормализует работу своего организма. Регулярные занятия укрепят здоровье и улучшат общее самочувствие.

lifegid.com

Правильные упражнения при сколиозе для 1, 2, 3 степени

Какие упражнения следует выбрать при сколиозе?

Для профилактики и лечения сколиоза существует множество различных техник и упражнений. Но рекомендовать их каждому нельзя. Здесь все должно быть индивидуально.
Разная степень искривления – разные упражнения?

Если у вас сколиоз 1 степени – упражнения вы можете делать все. Если вы неуверенны в том, какую сторон спины вам нужно расслаблять, а какую укреплять – делайте синхронные упражнения. Они помогут укрепить мышечный корсет и сократить риск прогрессирования.

Если у вас сколиоз 2 степени – вы можете делать те же упражнения. Но больший эффект будет при занятиях с квалифицированным специалистом. При этом внимательно относитесь к своему самочувствию. При усилении болей, ухудшении внешнего вида спины стоит прекратить занятия и подыскать другого врача. Это, безусловно, сложный процесс, особенно в небольших городах, но не стоит продолжать занятия при таких симптомах.

Читать еще:  При поднятии руки вверх сильная боль в плечевом суставе

Рекомендовать гимнастику при сколиозе 3 степени заочно нельзя. Здесь нужно общение с глазу на глаз – при такой степени искривления нужен только индивидуальный подход.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПИНЫ ПРИ СКОЛИОЗЕ В КАРТИНКАХ

Ниже приведены упражнения для спины при сколиозе. Справа показано, как нужно делать, а слева – запрещенные упражнения при сколиозе.

1. Упражнение для укрепления мускулатуры ног. Нужно прислониться к стене спиной и согнуть колени под углом 90 градусов. Это поможет избежать повышенной нагрузки на колени

2. Упражнения для растяжения задней поверхности бедра и спины нужно выполнять лежа – это позволяет уменьшить сдавливающую нагрузку в поясничном отделе позвоночника. В положении лежа на спине выпрямить одну ногу, вторую ногу подтянуть к себе и выпрямить.

3. Упражнение для задней поверхности бедра и тазобедренных суставов правильнее делать следующим образом. В положении стоя опорную ногу немного согнуть, другую – выпрямить и поставить на пятку. Потянуть носок на себя, пока не появится легкое напряжение в мышцах бедра.

4. Упражнение для растяжения мышц спины следует выполнять в положении лежа. Согнув ноги в коленях, пытаться дотянуться ими до лба.

5. Для растяжения задней поверхности бедра и поясничного отдела позвоночника нужно сесть на колени, наклониться вперед и положить руки на пятки. Не стоит давать динамические нагрузки позвоночнику – это не способствует растяжению мышц спины.

6. Для растяжки так называемых выпрямителей спины нужно встать на четвереньки, при этом руки и ноги должны находится на ширине плеч, руки немного согнуть в локтях. Из такого положения «округлить» спину.

7. При растяжке задней поверхности бедра следует одну ногу расположить на небольшой высоте и наклоняться к ней. Если нога будет расположена слишком высоко, мышцы поясницы получать очень высокую нагрузку.

8. Для растяжки передней поверхности туловища нужно лечь, прямые руки отвести за голову и постараться достать пол кистями.

9. Для растяжки мышц туловища спереди следует принять исходное положение, как в упражнении 5. Руки вытянуть вперед и стараться достать пола плечами и грудью.

10. Для напряжения всех мышц тела следует в положении стоя поднять руки вверх о согнуть в локтях под 90 градусов и стараться отвести назад как можно больше.

www.massage.ru

Корригирующие упражнения при сколиозе картинки

Лечение сколиоза сводится к мобилизации позвоночника, коррекции деформации и удержанию коррекции. Все это достигается с помощью средств ЛФК или путем применения регрессирующих кор сетов, гипсовых кроваток, специальных тяг либо комбинированны ми способами, включающими в себя все перечисленные выше сред ства. Основным методом лечения сколиоза в настоящее время считают комбинированный.

В комплексной терапии сколиотической болезни используют в ос новном корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения. Корригирующие упражнения предусматривают максималь ную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений. Асимметрич ные упражнения также направлены на коррекцию позвоночника, но оказывают оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно ра стягивают мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривления и обеспечивают дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне.

В комплексной терапии сколиотической болезни используют в ос новном корригирующие, асимметричные и симметричные упражне ния. Корригирующие упражнения предусматривают максималь ную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений. Асимметричные упражнения также направлены на коррекцию позвоночника, но оказывают оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно ра стягивают мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривления и обеспечивают дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне.

При сколиозе II степени на фоне общеукрепляющих упражнений применяют самокоррекцию, асимметричную коррекцию, деторсионные упражнения (по показаниям). Обязательны дыхательные уп ражнения.

И. И. Кон предлагает корригирующее воздействие на позвоночник, эффективное у больных со сколиозом I—II степени. Исходное положение- лежа на спине, нога на стороне вогнутости искривления, согнутая под углом 90°, преодо левает сопротивление груза, который крепится у ножного конца крова ти. При динамическом упражнении вес груза колеблется от 5 до 15 кг, а число движений — от 10 до 50. При статической нагрузке вес варьирует от 10 до 40 кг, а время его удержания — от 10 до 30 с. Это упражнение рассчитано на сокращение главным образом подвздошно-поясничной мышцы, уменьшающее сколиотическую дугу, торсию и лордоз.

Примерные комплексы упражнений для больного сколиозом

Комплекс 1. Упражнения для формирования и закрепления на выка правильной осанки

Исходное положение стоя

1. Принятие правильной осанки путем касания стены или гимна стической стенки ягодицами, икроножными мышцами и пятками. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.

2.Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Припод нять голову и плечи, вернуться в исходное положение.

3. В корригированном положении туловища прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку.

Комплекс 2. Упражнения для укрепления мышечного «корсета»

Для мышц спины: исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.

1. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки
соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.

2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх,
в стороны, к плечам.

3. Поднять голову и плечи: руки в стороны; сжимать и разжимать
кисти рук.

4. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола.
Темп медленный.

5. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием 10-15 с.

Для мышц брюшного пресса: исходное положение лежа на спине, поясничная об ласть прижата к опоре.

1. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобед
ренных суставах.

2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

3. Поочередно сгибать и разгибать ноги на весу — «велосипед».

4. Руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги. То же упражнение в сочетании с различными движениями рук.

Симметричные корригирующие упражнения: исходное положение лежа на животе, под бородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног прямое.

1. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не
поднимая подбородка, плеч и туловища, вернуться в исходное положение.

2. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад
прямые руки; ноги приподнять разогнутые в коленных суставах, «рыбка».

3. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, при
поднять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, не
сколько раз качнуться — «лодочка».

В качестве симметричных могут быть использованы другие уп ражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходного положения лежа при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника.

Асимметричные корригирующие упражнения.

Внимание. Асимметричные )(односторонние) упражнения можно выполнять только консультации врача-ортопеда. Ортопедический салон «Гален» разрабатывает индивидуальную методику зарядки на основании осмотра, рентгенограмм.

1. Исходное положение стоя перед зер калом, сохраняя правильную осанку, поднять плечи с поворотом вовнутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.

2. Исходное положение лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сто рону выпуклости поясничного сколиоза.

3. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

При консервативном лечении занятий лечебной гимнастикой недостаточно. Следует шире использовать элементы спорта (под наблюдением врача) и физическую культуру (ходьба на лыжах, катание на коньках, плава ние и др.). Если консервативные методы лечения недостаточно эф фективны и сколиоз прогрессирует, показана костнопластическая фиксация позвоночника. Ранняя операция может предупредить раз витие III степени сколиоза, поздняя может снять боли.

Рекомендуется массаж мышц спины, живота и тазового пояса: при сколиозе I степени — общеукрепляющий, а при сколиозе II—III степени — дифференцированный. На курс массажа 15-20 процедур.

При сколиотической болезни пациенты предъявляют жалобы на боли в ногах, повышенную утомляемость в мышцах ног при физичес кой нагрузке, поэтому в занятия ЛГ необходимо включать специаль ные упражнения, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, восстановление опороспособности конечностей.

Плавание рекомендуется всем пациентам независимо от тяжести ско лиоза, его прогноза и течения, а также вида лечения. Противопоказа нием может быть лишь нестабильность позвоночника с разницей меж ду углом искривления на рентгенограмме лежа и стоя более 10—15 °.

При занятиях в лечебном бассейне необходимо:

-подбирать плавательные упражнения и стиль плавания строго инди видуально;

-обращать внимание на воспитание правильного (равномерно го) дыхания;

-при подборе исходных положений и индивидуальных корриги рующих упражнений учитывать тип сколиоза, степень искривления,
изменения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозирование, лордозирование), состояние мышечной системы и переноси мость физических нагрузок, сопутствующие заболевания, не являю щиеся противопоказанием к плаванию;

-предварительно отрабатывать элементы каждого плавательного упражнения на суше с учетом нарушений координации;

-исключать упражнения, мобилизующие и вращающие позво ночник, увеличивающие его подвижность.

Основным стилем плавания у больных является брасс на груди с удли ненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны и происходят в одной плоскости.

Плавательные упражнения зависят от степени сколиоза.

При сколиозе I степени используют только симметричные плава тельные упражнения (брасс на груди, удлиненная пауза скольжения; кроль на груди с работой только ног; проплывание скоростных участ ков под контролем функциональных проб). При сколиозе II—III степе ни асимметричные исходные положения. Плавание в корригирован ном положении после освоения техники брасса на груди должно занимать до 40—50% времени занятия. Это значительно снимает на грузку с вогнутой стороны дуги позвоночника. При сколиозе IV степе ни основной задачей является не коррекция деформации, а улучшение общего состояния пациента: улучшение функции сердечно-сосудис той и бронхолегочной системы, обменных и трофических процессов, периферического кровообращения. В связи с этим в занятиях приме няют симметричные исходные положения, дыхательные упражнения, упражнения для крупных и средних мышечных групп и суставов. Од нако для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения си ловой выносливости мышц (под строгим контролем!) необходимо ин дивидуально вводить проплывание коротких скоростных отрезков.

Для детей со сколиозом II—III степени исходные положения кор рекции подбирают строго индивидуально и в зависимости от типа сколиоза. Например, при грудном типе сколиоза для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой стороны искривления выносится при плавании вперед (при исходное положение стоя — вверх). При поясничном типе и грудопоясничном типе сколиоза для коррекции дуги можно использовать асимметричные исходные поло жения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на доске. При комби нированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничной) особое внимание уделяют коррекции грудной дуги.

Читать еще:  Как выглядит пупочная грыжа у новорожденных

При подборе плавательных упражнений учитывают и деформа цию позвоночника в сагиттальной плоскости (лордоз или кифоз).

Оценка результатов. В связи с наклонностью сколиоза к прогрессированию в течение всего периода роста достоверны результа ты лечения, достигнутые ко времени окончания усиленного роста скелета.

При оценке результатов лечения учитывают изменение общего состояния ребенка, функционального состояния сердечно-сосудис той и бронхолегочной системы, воспитание навыка правильной осан ки, общей координации движений, возрастание силовой выносли вости мышц, изменение дуги искривления позвоночника (по данным рентгенограмм). Отсутствие прогрессирования деформации опреде ляют при изменении дуги искривления (±5° на рентгенограмме).

Прогрессированием считают увеличение дуги искривления более чем на 5° (на 6—10°; 11-15°; свыше 15°). Улучшение означает уменьше ние дуги искривления более чем на 5° (на 6—10°; 11—15°; свыше 15°).

galen.by

ЛФК при сколитической болезни у детей

Рейтинг: 3.13

ЛФК при сколитической болезни у детей

Сколиоз — тяжелое, нередко прогрессирующее заболевание позвоночника, проявляющееся деформацией его во всех трех плоскостях (фронтальной, сагиттальной и горизонтальной) и поражающее позвоночно-двигательные сегменты (тела позвонков, межпозвонковые диски, мышечно-связочный аппарат), а также другие органы и системы (преимущественно кардио-респираторную , нервную систему и желудочно-кишечный тракт).
Терминологически правильно называть заболевание не сколиозом, а сколиотической болезнью, главным проявлением которой становится деформация позвоночника — сколиоз (по аналогии: гипертония — гипертоническая болезнь).
«Сколиоз» в переводе с греческого означает «кривой, изогнутый». Термин «сколиоз», так же как и «кифоз» и «лордоз», предложил римский врач Клавдий Гален. Гиппократ описал клинические проявления сколиоза.

I степень:
простая С- образная дуга;
угол отклонения позвоночника не более 10°;
патологическая ротация практически не выражена, на рентгенограмме определяется небольшое отклонение остистых отростков от средней линии;
деформация нестойкая, исчезает в разгрузке лежа.

II степень:
Сформируется 5-образная компенсаторная дуга;
угол отклонения основной дуги составляет от 10 до 25°;
патологическая ротация выражена клинически и рентгенологически (асимметрия корней дуг);
деформация проявляется в нагрузке (стоя) и в разгрузке (лежа).

III степень:
Сформируются не менее двух компенсаторных дуг;
угол отклонения основной дуги от 25 до 50°;
патологическая ротация выражена значительно, сопровождается реберным горбом и деформацией грудной клетки;
деформация позвоночника стойкая, присоединяются нарушения со стороны внутренних органов.

IV степень:
Сформируется кифосколиоз;
угол отклонения дуги более 50°;
формируется передний и задний реберный горб, выражена деформация таза и грудной клетки;
значительные клинические проявления со стороны кардио-респираторной системы, желудочно-кишечного тракта, органов мочевыделения, центральной нервной системы.

Тип сколиоза определяется по классификации Понсети—Фридманна:

Верхнегрудной (вершина дуги на уровне третьего-четвертого грудного позвонка);
Грудной (вершина в области восьмого-девятого грудного позвонка);
Грудопоясничный (вершина на уровне 11-12 грудного — первого поясничного позвонка);
Поясничный (вершина в области второго-третьего поясничного позвонка);
Комбинированный (вершина у восьмого-девятого грудного — второго-третьего поясничного позвонка).

Сколиотическая болезнь нередко прогрессирует. Чем раньше развивается сколиоз, тем прогноз хуже. Наиболее «злокачественными» являются грудной и комбинированный сколиоз.

Лечебная гимнастика при сколиотической болезни
Основным средством физической реабилитации при сколиотической болезни является лечебная физкультура. При I степени сколиоза выполняются симметричные гимнастические упражнения. Основными исходными положениями являются положения лежа на спине и лежа на животе в разгрузке позвоночника. Цель — остановить деформацию и закрепить полученные результаты лечения.

Задачи:
Формирование навыка правильной осанки.
Создание мышечного корсета (укрепление разгибателей спины, ягодичных мышц, мышц брюшного пресса).
Улучшение дыхательной функции.
Тренировка равновесия, баланса, координации.

Повышение неспецифической сопротивляемости организма. Наряду с использованием общеукрепляющих упражнений симметричного характера применяются корригирующие упражнения с учетом имеющейся деформации, дыхательные упражнения, а также упражнения на самовытяжение и самовыравнивание.
Особенностью ЛФК при сколиотической болезни II—III степени является включение в занятия асимметричных упражнений, направленных на коррекцию сформировавшихся дуг.

Кроме того, активно применяются ортопедическая коррекция в виде всевозможных корсетов и спинодержателей, а также асимметричный массаж мышц спины № 15 по 3-4 курса в год, лечебное плавание, физиотерапевтическое лечение. Целесообразно использовать в домашних условиях разгрузку позвоночника лежа после занятий в школе.

Необходимые физические упражнения, используемые для коррекции сколиотической деформации:

-Упражнения для формирования навыка правильной осанки, которые изложены выше.
-Упражнения на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса), также описанные выше.
-Упражнения в балансировке, которые способствуют правильному положению туловища, равномерной нагрузке на позвоночник, тренировке координации движений.
-Упражнения в разгрузке позвоночника, то есть лежа на спине, на животе и стоя на четвереньках— при выполнении этих упражнений уменьшается напряжение мышц, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Разгрузка позвоночника является необходимым условием для специального общего и локального воздействия на него. Уменьшение давления на позвоночник тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц и внутренних органов уменьшает нагрузку на связочно-мышечный аппарат, обеспечивает мобилизацию всей двигательной системы позвоночника. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшает крови — и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.

Корригирующие упражнения — упражнения, направленные на коррекцию имеющейся деформации с помощью специальных активных и пассивных упражнений. Особенно важно сочетать эти упражнения с активной волевой коррекцией осанки и с упражнениями, корригирующими деформацию в сагиттальной плоскости. Специальные упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными, направленными на укрепление мышц на выпуклой стороне дуги и расслабление, растягивание мышц на вогнутой стороне.

Игры и элементы спорта используются для положительного психоэмоционального воздействия на ребенка, повышения интереса к занятиям, самостоятельности, инициативности, настойчивости.

Дыхательные упражнения — воспитание правильного дыхания является обязательным звеном в цепи корригирующих упражнений, а также способствует общему укреплению организма. Выработка правильного дыхания ведет к усилению процессов окисления — в большем количестве доставляется кислород к тканям и органам, удаляется углекислый газ. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, повышает обмен веществ, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.
При вдохе, благодаря сокращению дыхательной мускулатуры объем грудной клетки увеличивается в трех направлениях: горизонтальном, боковом и вертикальном.
При выдохе происходит напряжение мышц брюшного пресса, диафрагма поднимается, а мышцы грудной клетки расслабляются.

Сила дыхательной мускулатуры в состоянии покоя используется в небольшой степени, но при выполнении различных физических упражнений наступает усиление дыхания, вызывая работу межреберных мышц, в результате чего они укрепляются. Наиболее физиологичным является дыхание через нос. Вдох должен происходить постепенно, плавно, без рывков и быть короче выдоха. При вдохе несколько выравнивается грудной кифоз, а при выдохе немного сглаживается поясничный лордоз. Таким образом, тренировка правильного дыхания ведет к активной коррекции деформаций позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник нередко сравнивают с мачтой, которая удерживается, как канатами, натяжением мышц. В положении лежа снимается натяжение мышц, изменяется центр тяжести, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Освобождение позвоночника от тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц, внутренних органов, в сочетании с самовытяжением и самовыравниванием, улучшает крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках, препятствует развитию патологической ротации и торции.

Общеукрепляющая гимнастика необходима для оздоровления, укрепления опорно-двигательного аппарата и общего физического состояния детей. Для решения этих задач важно соблюдение режима (общего и статико-динамического), включение в режим дня физических упражнений, а также использование естественных природных факторов.
При сколиозах обычно отмечается ослабление мышц туловища и конечностей, которые рекомендуется вначале укреплять, а затем развивать их выносливость.
Для развития выносливости мышц используются динамические и статические упражнения с сопротивлением, отягощением и последующим расслаблением в положении разгрузки позвоночника (лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках). Нагрузка может увеличиваться за счет количества повторений, изменения темпа и амплитуды выполнения упражнений, веса отягощений, времени занятий, пауз для отдыха. Расслабление мышц, применяемое после упражнения на силовую выносливость, обеспечивает мышцам необходимый отдых, снимает напряжение, улучшает кровообращение и дыхание.

Повышение выносливости мышц, усиление их тонуса и увеличение силы приведут к созданию мышечного корсета, который будет препятствовать дальнейшему искривлению позвоночника, улучшит осанку и создаст условия для более правильного роста позвонков.

Методические рекомендации к занятиям
Перед началом занятий с детьми, у которых обнаружена сколиотическая болезнь, необходимо уточнить наличие и локализацию искривления, количество и вершины дуг, торсию позвонков, состояние окружающих мышц, функцию сердечно-сосудистой системы и на основе полученных данных составить план лечения.
Подбор упражнений должен базироваться на принципе их целесообразности, с соблюдением основного правила: «Не навреди». Эти упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными, но они должны быть строго дифференцированы и показаны в каждом конкретном случае.

При близко расположенных вершинах искривления, когда дуги очень короткие, лучше отказаться от корригирующих асимметричных упражнений и перейти на симметричные движения, чтобы не увеличить искривление.
При близком расположении вершин искривления можно усилить действие упражнений за счет волевой коррекции, укороченного рычага конечностей при хорошей фиксации выше- и нижележащих отделов позвоночника.
При выполнении корригирующих упражнений для поясничного отдела грудной отдел позвоночника фиксируют с помощью рук (руки в упоре или в стороны, с гантелями и пр.); для придания тазу большей устойчивости необходимы разведение и фиксация ног.
Не рекомендуется выполнять упражнения, усиливающие поясничный лордоз, допускается только умеренное понимание головы, плечевого пояса и ног в исходном положении лежа на животе и прижатие поясницы к полу в исходном положении лежа на спине.
Задачи создания мышечного корсета и формирования навыка правильной осанки необходимо решать параллельно, не отдавая приоритета ни одной из них.
При выполнении упражнений в любых исходных положениях всегда надо обращать внимание на ровное положение туловища (самовыравнивание), обучать владению мышцами, выполняя при необходимости волевое напряжение и расслабление мышц, а также самовытяжение.
Важно, чтобы все упражнения дети делали не автоматически, а осознанно, с пониманием смысла движений.

В подготовительной части занятия необходимо устранить скованность движений, улучшить функцию кардио-респираторной системы, сформировать навык правильной осанки.
В основной части занятия упражнения выполняются вначале в вертикальном положении (около 5-7 минут), затем в горизонтальном. В исходном положении лежа на спине и лежа на животе упражнения начинают с выравнивания туловища с помощью активной коррекции. Специальные упражнения направлены на укрепление мышц и создание мышечного корсета, а также на воспитание правильного дыхания и тренировку вестибулярного аппарата и равновесия. В середине основной части занятия можно также включать упражнения со снарядами и на снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая скамейка, мячи, гимнастические палки, утяжелители, гантели). В конце основной части занятия с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры, повышающие настроение, активность, усиливающие работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшающие координацию движений, ритмичность, быстроту реакции.
В заключительной части занятия должна быть снижена нагрузка на кардио-респираторную систему и нервно-мышечный аппарат, уже не требуется выполнение специальных упражнений. Дыхательные упражнения сочетают со спокойной ходьбой, выравниванием осанки, проверкой ее у зеркала и малоподвижными играми.

www.fitness4you.ua

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector